Напрашивается один приучать карапуза к. Знакомимся с горшком – как научить ребенка проситься на горшок. Ребенок не садится на горшок - что делать

Одним из важнейших навыков малыша является умение контролировать процесс мочеиспускания и ходить на горшок. Процесс приучения к отправлению естественной нужды - важный период в развитии ребенка. Многие родители не знают, как приучать ребенка проситься на горшок и когда именно это стоит начать делать. Они беспокоятся, если их малыш в возрасте до года никак не хочет понимать и запоминать, в туалет.

Стоить знать, что практикуемые до недавнего времени способы раннего приучения к горшку сейчас признаны устаревшими, так как нервная система ребенка, в том числе иннервация кишечника и мочевого пузыря, недостаточно созревают в первый год жизни. Раннее "рефлекторное" обучение является долгим и малоэффективным процессом, так как предполагает выработку а не сознательного навыка. Приучение к горшку в первые двенадцать месяцев жизни можно соотнести с дрессурой домашних животных ходить в лоток. Принудительное привитие навыка может негативно влиять на развитие ребенка: у него могут проявляться соматоневрологические дисфункции, невротические реакции, а также энурез и энкопрез. Чрезмерное желание родителей может обернуться серьезным стрессом для малыша. Если все же маме и папе удалось сформировать у ребенка рефлекс опорожнения, это умение может быть утрачено из-за любой стрессовой ситуации: болезни, смены обстановки или ссоры родителей. В этой статье мы рассмотрим, на горшок, то есть как воспитать сознательное когнитивное умение. Если вы хотите, чтобы ваш малыш легко и безболезненно привык и овладел этим важным навыком, следует делать это вовремя, поэтапно и правильно.

Как приучать ребенка проситься на горшок и когда это следует делать?

Всем родителям необходимо знать, что Союз педиатров России рекомендует начинать приучение к сознательному опорожнению мочевого пузыря и кишечника в период с 18 до 24 месяцев. Именно в это время у ребенка появляется психологическая и эмоциональная готовность к сознательному научению. Малыш физиологически развивается, в том числе укрепляются мышцы сфинктера мочевого пузыря и кишечника. Примерно к 1,5 годам ребенок начинает проявлять признаки готовности к научению: он может оставаться сухим на протяжении двух часов, он начинает понимать и проявлять желание следовать инструкции, его испражнения становятся предсказуемыми и регулярными. Малыш начинает осознавать, что он хочет в туалет: он может показывать пальцем на испачканный подгузник, просить, чтобы ему поменяли мокрое белье и т.д. Как научить ребенка проситься на горшок? Если ваш малыш подрос достаточно, и вы замечаете некоторые признаки готовности, можно смело начинать приучение малыша к туалету. Как правильно сделать это, мы расскажем далее.

Как приучать ребенка проситься на горшок: основные шаги привития навыка

Для начала позвольте вашему малышу познакомиться с приспособлением для отправления нужды.

Поставьте горшок в пределах видимости малыша. Это изделие должно быть удобным и комфортным, его сидение не должно быть неприятно холодным. Его следует всегда помещать в пределах досягаемости крохи. Как приучать ребенка проситься на горшок: после ознакомление ребенка с изделием, сажайте на него малыша на пару минут несколько раз в день в течение первой недели. Постарайтесь делать это в предполагаемое время опорожнения. С того момента, как вы начали приучение, перестаньте использовать подгузники и купите специальные трусики или "тренировочные" подгузники. Спустя несколько дней начинайте сажать малыша на горшок чаще - в те моменты, когда он просится, или вы замечаете признаки желания мочеиспускания или дефекации. Желательно предлагать сходить в туалет ребенку после сна и прогулки, до и после еды. Важно сажать на горшок перед укладыванием спать. Не стоит удерживать и принуждать ребенка дольше 5 минут, иначе он будет чувствовать себя наказанным. Если у малыша все получилось правильно, обязательно его хвалите. В течение дня внимательно наблюдайте за крохой - отмечайте признаки того, что он хочет в туалет. Вы можете спросить малыша, хочет ли он в туалет. Если ребенок заигрался, напомните о необходимости испражнения. Приучение к горшку может занять несколько дней, а может - и несколько месяцев.

Главное - помнить, что это не "гонка", необходимо чутко относиться к ребенку, исключая и наказание. Постарайтесь сохранять спокойствие. Процесс обучения должен быть мягким, безболезненным и естественным. После того как малыш привыкнет к горшку и научится сознательно ходить в туалет, можно объяснить ему, что с этого момента он может пользоваться горшком самостоятельно. Покажите ребенку, как снимать штанишки, и расскажите ему, что теперь он будет сам, когда захочет, ходить в туалет.

Безусловно, памперсы - вещь очень удобная. Однако данное средство гигиены отчасти «виновно» в том, что детишки не просятся на горшок. Во времена, когда не было памперсов, детки справляли свою нужду в трусики, что определенно создавало в виде холода, влажности и запахов известные неудобства. Памперсы же, в свою очередь, защищают от этого, впитывая всю влагу. В данной статье мы расскажем, как научить ребенка проситься на горшок.

Много мам и пап пытаются приучить кроху к горшку, когда ребенок научился сидеть самостоятельно. Примерно этот период наступает в шесть месяцев. Родители прибегают к множеству уловок, например, имитируют журчащие специфические звуки, чтобы стимулировать дефекацию писанья. Естественно, в возрасте шести месяцев детки еще не понимают, что на горшок нужно проситься, да и как это сделать, если они еще не разговаривают? Просто такими действиями родители стараются сформировать у ребенка условный рефлекс на горшок. Как только он выработается, немного пожурчав, усадивши малыша на горшок, родители получат желаемый результат. Ведь родители уже приблизительно ориентируются, когда следует усаживать малыша на горшок. Обычно такой момент наступает сразу же после еды или спустя десять-пятнадцать минут после нее.


Но часто случается так, что, уже повзрослев и начав ходить, ребенок все еще не просится на горшок. Ниже вашему вниманию представлены рекомендации, которые помогут вам добиться успехов в этом непростом деле.


Для начала с горшком следует познакомиться. Малыш должен его внимательно рассмотреть, пощупать, потрогать, поиграть.

. Выбирать в магазине горшок также нужно уметь. Желательно, чтобы он был сделан из пластмассы. В таком случае он всегда будет теплым. Также он должен подходить малышу по размеру. Попа не должна в него проваливаться. В противном случае кроха просто-напросто откажется на него садиться.


. У горшочка в детской комнате должно быть свое строго отведенное место. Расположите его в месте, где малышу он в любое время будет доступен и виден.


. Объясните ребенку, а лучше покажите на примере мягкой игрушки или куклы, как следует сидеть на горшке.


. Откажитесь от памперсов на период приучения к горшку. Пускай ребенок испытает дискомфорт, когда он вовремя не проситься на горшок. Это лишь поспособствует приучению к горшочку.


. Когда малыш отправиться на горшок самостоятельно, обязательно его похвалите! А вот за неудачи не ругайте его сильно. Продемонстрируйте всем своим видом, что вы расстроены, но не ругайте.


. Насильно не сажайте малыша на горшок. Если он протестует и плачет, такие варварские действия с вашей стороны лишь усугубят проблему.


. Лучше не покупать музыкальные горшки. Ребенок не должен его воспринимать в качестве игрушки.


. Высаживайте малыша на горшок перед сном и сразу после пробуждения. Также делайте это перед прогулкой и после дневного сна.


. Во время активных занятий играми и бодрствования обязательно предлагайте малышу сходить на горшок, однако по-хорошему, не нужно его отрывать от игры.


. Если малыш трудно идет на контакт с этим предметом туалета, понаблюдайте за ребенком и постарайтесь определить, когда именно он какает и мочится. В такие периоды высаживайте его на горшок.


. В ночное время предлагать сесть на горшок можно лишь тем деткам, которые уже умеют это делать. Однако не будите его сильно, не включайте свет. Если малыш не хочет - лучше не заставлять его.


Врачи-педиатры говорят о том, что навык проситься на горшок формируется у деток к трем годам. Поэтому всем родителям необходимо набраться спокойствия и терпения в процессе формирования данной взрослой привычки. Желаем удачи!

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Здравствуйте. ВЫСЫЛАЮ ВАМ НЕБОЛЬШУЮ СТАТЬЮ, С КОТОРОЙ Я СОГЛАСНА. МОЖЕТ БЫТЬ ВАМ ОНА БУДЕТ ПОЛЕЗНОЙ В ВАШЕМ ВОПРОСЕ. ЕЩЕ ХОЧУ ОТ СЕБЯ ДОБАВИТЬ, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ НУЖНО БОЛЬШОЕ ТЕРПЕНИЕ И ВАШЕ ЧУТКОЕ ВНИМАНИЕ, ДЕТИ ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКАКАТЬ, ОБЫЧНО ПОКАЗЫВАЮТ. Как приучить ребенка проситься на горшок Если вы в консультации или на прогулке услышите, как некая молодая мама с гордостью сообщает, что она выбросила все пеленки, потому что ее десятимесячный малыш уже самостоятельно ходит на горшок, не спешите завидовать ни этой маме, ни ее малышу. Откроем вам «секрет», с помощью которого хвастливая мама приучила своего десятимесячного малыша самостоятельно ходить на горшок. «Секрет» этот до примитивного прост и называется хорошо известным вам словом дрессировка. Разве вам хочется, чтобы ваш ребенок превратился в выдрессированную обезьянку? Нет? В таком случае не огорчайтесь, что ваш карапуз все еше сосет соску, пьет из бутылочки и весело пачкает пеленки. Ведь вы же знаете, что ваш ребенок, самый умный и самый любопытный, он давно уже все-все понимает, кроме... Кроме, пожалуй, одного: что пора бы уже отучиться ходить под себя. Вам порой может показаться, что ему доставляет удовольствие находиться в грязи: забьется, шельмец, в угол, тихо сделает такт свое дело и затаится, пока вы сами не догадаетесь обо всем и не потащите его в ванну. Грудной ребенок испражняется нерегулярно. Стул у него бывает до еды, после еды, во время или после сна. У детей постарше, но не достигших еще одного года, стул может происходить в одни и те же, строго определенные часы. Родители, обратив внимание ва регулярность стула у ребенка, начинают, естественно, сажать его на горшок. Однако не принимайте первые успехи вашего ребенка за прочно выработанный навык: час, замеченный вами, может измениться, и тогда о горшке следует на время забыть. Чаще, к сожалению, молодые мамы поступают иначе: начинают стыдить детей («Фу, что ты наделал, как тебе не стыдно!») или же хвалить («Ты у меня умница, ты у меня сейчас сходишь на горшочек, правда?») я чуть ли не по полдня держат ребенка на горшке. Чем заканчиваются обычно такие «эксперименты», хорошо известно большинству молодых мам: ребенку, отсидевшему положенные часы, после которых его горшок остался все таким же кристально чистым, надевают свежие штанишки, и как раз в ту самую минуту, когда на штанишках застегнута последняя пуговица... ну не обидно ли? Не будем называть периодическое и обязательно кратковременное усаживание ребенка на горшок дрессировкой, которая не имеет никакого отношения к воспитанию. Если ваши опыты дадут положительные результаты, не поскупитесь на похвалу. Но если ваш ребенок тут же, как только будет снят с горшка, испачкает свои штанишки, не делайте из этого трагедии. Наполнение прямой кишки и мочевого пузыря относится у ребенка к приятному напряжению, как и wl последующее опорожнение и связанное с этим ощущение расслабления. Это то, что ребенок делает с удовольствием, к тому же ему кажется, что он создает нечто очень ценное из собственного организма (не редки случаи, когда ребенок, сходивший на горшок, с гордостью показывает старшим членам семьи свое «произведение» и ожидает услышать от них слова восторга). Заметим, что владение прямой кишкой у многих детей наступает раньше, чем владение мочевым пузырем. Эта способность редко обнаруживается на первом году жизни, чаще она появляется и закрепляется на пятиадцатом-двадцатом месяцах. Впрочем, и позже ребенок, заигравшись, может напустить лужицу. В этом случае достаточно ограничиться замечанием об «аварии» и похвалить дальнейшие успехи ребенка. Бывает, что и после двадцати месяцев ребенок регулярно мочится ночью. Не откладывайте дела в долгий ящик и обратитесь за советом к врачу. В большинстве случаев речь может идти о невротической реакции на сложную ситуацию. Вместо того чтобы наказывать и стыдить ребенка, задумайтесь, что побудило его вдруг повернуть вспять в своем развитии. Правильно выявленная и своевременно устраненная причина поможет вашему ребенку справиться со своими неприятностями, а вас избавит от лишних огорчений. Вернемся к разговору о том, когда и как следует учить ребенка ходить на горшок. Оптимальный возраст для такого обучения-конец второго года жизни. Лишь в этом возрасте мы вправе требовать от ребенка, чтобы он заранее объявлял о необходимости справить большую или малую нужду. Именно к концу второго года нервная система ребенка развивается настолько, что он уже вполне осознанно может управлять своими органами, от которых зависит отправление нужды. Воспитать в ребенке чистоплотность нетрудно, если это начать делать вовремя. Закрепление самоконтроля над органами отправления нужды важно не только с точки зрения соблюдения личной гигиены; такой самоконтроль приучает ребенка еще и управлять своими чувствами и желаниями. А это искусство, как легко догадаться, жизненно необходимо для каждого человека. В двухлетнем возрасте ребенок должен уметь ждать и не требовать мгновенного исполнения каждого своего желания, что позволительно новорожденному. Успешный самоконтроль становится также источником осознания своих сил и способностей. закладывает основы уверенности в себе взрослых. Обучение ребенка самоконтролю посредством наказания не приведет ни к чему хорошему, зато может вызвать серьезные нарушения в способности трезво оценивать своя поступки впоследствии, может выработать чувство неуверенности в себе и своих силах, осознание собственной ущербности. Боязнь быть на* казанным за тот или иной проступок играет в воспитании вообще сугубо отрицательную роль. В случае, о котором мы ведем речь, страх ребенка перед наказанием может привести не к сознательному самоконтролю, а к развитию . Запугав ребенка, мы сможем, конечно, контролировать его поступки, но он не сможет контролировать себя сам. Ребенок боится не столько наказания, с чем он еще может смириться; ребенок боится, что если он не станет слепо выполнять каждое требование родителей, он навсегда лишится их любви. Мы настоятельным образом рекомендуем молодым родителям избегать угроз вроде: «Если ты не будешь послушным, я возьму себе другого ребенка, а тебя сдам в детдом или продам другим дяде и тете». Вы, конечно, будете сердиться на своего ребенка, будете наказывать его за ослушание, но никогда не лишайте ребенка уверенности, что вы-его главная опора, ему принадлежит ваше любящее сердце, как он со своим маленьким сердечком безраздельно принадлежит вам и любит вас. Это чувство-чувство уверенности, что родители любят своего послушного, а чаще непослушного ребенка,- принадлежит, без преувеличения, к одному из сильнейших проявлений человеческих эмоций. Стоит сказать теперь несколько слов еще об одной неприятности, из-за которой родители часто устраивают настоящий скандал своему ребенку. Речь идет об игре с половыми органами. Утверждение, что ребенок лишен каких бы то ни было сексуальных ощущений, абсолютно вздорно. Матери, ухаживая за ребенком, по нескольку раз в день касаются его гениталиев, доставляя ему, сами того не ведая, удовольствие. Что же в этом удивительного, если ребенок, испытав удовольствие и раз, и два, сам начинает играть с половыми органами? Это такая же активность, как и любая другая. Одни дети более возбудимы и потому чаще играют гениталиями, другим доставляет удовольствие манипуляции с пальцами, а третьи испытывают настоящее наслаждение от соски. Такая аюйпшость не вредна и не ослабляет ребенка. Вредно наказывать за это ребенка и вызывать в нем чувство стыда или раскаяние. Ребенок, почувствовав тревогу, иногда совершенно непроизвольно начинает трогать гениталии. В тех случаях, когда это происходит регулярно и подолгу, следует вновь задаться вопросом: почему ребенок так часто ищет удовлетворения в собственном теле? Зачастую поиск такого удовлетворения служит верным признаком угнетенного состояния и эмоционального страдания ребенка. Но разве можно его винит ь за это, разве не логичнее искать причину в неправильном поведении взрослых? Кроме всего прочего, наказание ребенка за безотчетную игру половыми органами может вызвать непредсказуемые нарушения в сексуальной жизни впоследствии. СПАСИБО.

Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног, вызывает у родителей умиление и восторг: «Вот как вырос наш малыш, уже и «памперс» с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз - вот время летит», умиляются взрослые. Однако сам малыш может быть иного мнения по вопросу садиться ли ему писать-какать на горшок или делать свои дела в более интересные места.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и в интернете на тему того, как приучить ребенка к горшку. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически «созреет» к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься снять штанишки и сесть на горшок, то после двух мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и сайтах!) «Пора!»

Хорошо, когда все получается «как по писанному», показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что писать и какать нужно на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы писать в горшочек, и какать тоже. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому - все это может приучить ребенка рано или поздно писать-какать в специально отведенное для этого место.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает мочу или какашки - все бесполезно. У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки писать-какать в специально отведенное для этого место даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят и как это делать, но он НЕ ХОЧЕТ писать-какать на горшок и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс писать и какать в специально отведенное для этого место. Возможно ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс или что-то еще и эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не писают и какают где попало. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок , который не хочет, а у ребенка , который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис, который кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: «Я на стороне своего ребенка!», но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. «Быть на стороне ребенка» означает давать и себе и своему ребенку быть таким какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться надолго.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди и уже много проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали негативное внимание на том, что у малыша не получается сделать.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть этому и не переживать и тогда все может очень быстро измениться 🙂 Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этого желания. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет писать-какая в унитаз…

Также, мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься какать-писать в горшок:

Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат - вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз - это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как «плохо», то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка и грамотно поработает с этим – нежелание писать-какать где попало у малыша отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему место для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, чем он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда, почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, не зависимо от возраста, возможности и желание не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого:

Через заперт
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители - это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют «война за горшок». Как известно, если начинаются любые военные действия - проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов, но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате «войны за горшок».

Через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители - это разрешить ему писать и какать так как он хочет, но при этом активно показывать ему как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда писают и какают где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие и тогда его придется стирать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в «хорошем» обывательском смысле - знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями, но и «плохом» смысле, в частности не писать-какать на горшок, то у ребенка не возникает фиксация на этом «плохом», не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ «разрешение» труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости, почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем типа “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать” 🙂 но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно заряжена стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”, мол это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало и часто она противоречива и не дает работающих педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Advertisements

11 Comments

    Df replied:

    Глупая статья, ни о чем. Хоть бы слово было сказано о том как приучить. Все воду лили про то что если ребенок не ходит на горшок
    Это нормально. Но это не нормально и ребенок должен ходить на горшок, а если он до трех лет не научился, то это уже дефект и нет в этом ничего нормального.

  1. fass replied:

    Было б все так легко, не было б столько запросов в поисковике! Глупость говорить что ребенок ДОЛЖЕН! Ты мамаша ДОЛЖНА! С себя надо начинать а не эксперементы ставить. Автор, спокуха! Текст в теме! Не надо горячки на мамочек бродячек

    • fass , мерси за коммент 🙂
      Если бы “ДОЛЖЕН” было бы глупостью, то никто вообще не стал читать подобные статьи, не говоря уже про их поиск и злобное комментирование. Именно это “ДОЛЖЕН” заставляет родителей предпринимать действия для того, что их ребенок и они сами СООТВЕТСТВОВАЛИ. Соответствовали чему угодно: своим глюкам в голове, правилам социума, нормам врачей и педагогов, ступеням развития других людей (поколений). Когда я в свое время столкнулась с этим (что мой ребенок не соответствует), то перерыла весь интернет и все доступные мне на тот момент книги по детской педагогике и психологии. Один момент меня просто убил. На каком-то форуме мама задавала вопрос психологу. Вкратце вопрос звучал примерно так. С раннего возраста ее сын не ходил (как положено) в туалет и они привязывали его к унитазу, делая клизмы и массаж живота, чтобы он не убегал и какал туда куда ДОЛЖЕН. Куда какают все НОРМАЛЬНЫЕ люди (они). И сейчас их сын пошел в первый класс и у него большие проблемы с поведением, коммуникациями с детьми и взрослыми, с учебой (в вопросе все подробно перечислялось). А еще он до сих пор не научился делать то, что ДОЛЖЕН – какать в туалет, поэтому приходится до сих пор заставлять его это делать так, как они делали все эти годы. Но вот беда, ребенок все меньше времени проводит дома, да и большой уже…
      Понятно, это крайний случай, когда надо бы и таким родителям показаться к психологу, не говоря уже про их ребенка. Психолог та так и написала: прекратите издеваться над ребенком и срочно всей семье искать профессиональную психотерапию.
      Люди в большинстве своем считают тему “какать-писать в горшок” ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ темой. То есть надо научить, мотивировать, заставить, спровоцировать (только надо найти способ КАК) и все получится.
      Но забывают или не знают, что это тема также БИОЛОГИЧЕСКАЯ. Человек “социальный” (когда всем правят нормы и правила общества) по своему возрасту просто младенец по сравнению с человеком “животное” (когда поведение задается выживанием тела, семьи, племени). Для животных их помет (моча, кал) является тем, чем они обозначают свою территорию. И ни одна стая приматов не будет какать в одно место (типа туалет). Они обходят свою территорию и какают-писают где придется на ее границах. Чтобы другие приматы знали – место занято. Подобное поведение заложено многими поколениями, как эффективное. Поэтому мы выжили как вид. Погуглите как эволюционировал головной мозг человека – инфы не так много, но хотя бы в общих чертах, например, вот ссылка http://bernow.ru/tri-mozgovye-sistemy/ .
      А еще это тема ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ, т.к. в районе копчика находится первая чакра Муладхара, которая контролирует функции выделения. Это если совсем в дебри лезть… Но можно представить какой блокировкой из негатива нагрузили своему ребенку Муладхару те родители, привязывающие его к унитазу и в буквальном смысле слова ежедневно насилующие клизмами и выдавливанием какашек. И какими действительными ПРОБЛЕМАМИ это скажется на его взрослой жизни. Все это очень печально 😦
      Поэтому сказать “как приучить” не получится никак. Вот совсем никак. Потому что социальные способы просто не работают, если головной мозг отстает и/или не созрел и/или развивается по какому-то своему индивидуальному пути. А у детей это бывает очень часто в силу разных причин и обстоятельств. И я очень сомневаюсь, что современная наша медицина может это сделать гармонично таблетками. Головной мозг до сих пор для ученых большая загадка о которой они знают не так уж много.
      Поэтому перефразируя вывод из статьи, которую написала несколько лет назад, еще раз повторю: самое лучшее, что могут родители сделать для ребенка – это оставить эту тему в покое в социальном и педагогическом смысле . При этом, конечно, будет очень полезно с ребенком разучить асаны йоги для Муладхары и создать своему чаду такую внешнюю среду обитания (питание, солнце, воздух, вода и т.д.) и психологическую обстановку покоя и понимания, когда его головной мозг сам синхронизируется и разовьется таким образом, что проблема отпадет и станет не актуальной.

Читайте также: