Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников. Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников. Шел старик дорогою, нашел козу безрогую

Елена Сустайкина
Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Доклад на тему : «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора »

Воспитатель :Сустайкина Е. Л

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой , это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера .

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире , её тяжёлые последствия, экология родного края , засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду .

Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

Русские народные песенки, за клички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды . Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки : «Уж как я ль мою коровушку люблю» , «Пошёл котик во лесок» , «Сидит белка на тележке» и другие.

Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей , способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались .

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок : «Петушок, петушок» , «Курочка моя» , «Два весёлых гуся» , «По ровненькой дорожке» . Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки : «Солнышко» , «Во сыром бору тропинка» , «В тёмном лесе» , «На зелёном лугу» , «Уж ты сад» ; русские народные игры : «У медведя во бору» , «Две тетери» ; потешки : «Чики, чики, кички» , «Ножки, ножки, куда вы бежите» , «Ты, рябинушка раскудрявая» , «Закатилось красно солнышко» .

На занятии «Зимующие птицы» использую потешки : «Сорока-белобока» , «Сорока, сорока» ; народные попевки и песни : «Синичка» , «Гули, гули, гуленьки» , «Скок, скок, поскок» , «Воробей» , «Ворон» , «Летят сороки» .

На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки : «Дождик» , «Радуга» , «Во поле берёза стояла» ; заклички : «Дождик, дождик пуще» , «Солнышко вёдрышко» ; потешки : «Как на лугу, лугу» , «Травка-муравка» . Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса , о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии : «Во поле берёза стояла» , «На калине белый цвет» , «Поехали, поехали» , «Закатилось красно солнышко» , провела русскую народную игру-хоровод «Деревья» .

На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например : «Зима завывает, да людей не пугает» , «Лето для старанья, а зима – для гулянья» , «В осеннее ненастье семь погод во дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла» ; русских народных песен и попевок : «Как по лугу, лугу» , «Ласточка, ласточка» , «Весна, весна красная» .

Провела занятие «Правила поведения в природе» , где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе , любовь к берёзке – символу России.

Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры : «Гори, гори ясно» , «Коршун и наседка» , «Гуси-гуси» , «Заинька» , «Идёт медведь» , «Тень-тень-потитень» и другие.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание , тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы , понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры , формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.

Методическая разработка

«Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»

Подготовила муз. руководитель

1-ой квалификационной категории

МДОУ №17 г. Подольска

Г. А. Латохина
Июнь 2013г.
Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие задачи:


  • теоретическое обоснование целесообразности использования фольклора;

  • выявление потенциала средств народной педагогики;

  • разработка и апробирование технологии использования средств фольклора;

  • создание условий для применения фольклора в работе с детьми разных возрастных групп.
Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя. С.Н. Николаева выделяет три аспекта, определяющие результативность деятельности:

  1. Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию.

  2. Владение методикой экологического воспитания.

  3. Использование личностно ориентирующих методов воспитания.

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики.

Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.
^ Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы этого сообщения. Цель: определение методов, средств, форм использования музыки в экологическом воспитании дошкольников.

^ Объект сообщения - экологическое воспитание дошкольников.

Предмет сообщения: методика использования музыки и организация музыкальной деятельности детей на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

Исходя из цели, объекта и предмета сообщения была выдвинута гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

1. Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

2. Использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности.

Исходя из цели сообщения, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать методы и приемы использования разных видов музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников;

3. Экспериментально проверить эффективность влияния музыки в осуществлении экологического воспитания дошкольников.
Учитывая особенности ребёнка, воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств развития эмоционального отношения к природе и необходимо использовать малые фольклорные формы.

В дошкольном детстве происходит осознание своего Я, активно развивается речь, что и способствует познавательному общению со взрослыми. В народной педагогике его стимулировали с помощью потешек, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, пестушек, сказок, игр и игрушек.

При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.

Особое внимание уделяется колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Ими и открывается поэзия пестования малыша, которая приобщает его к богатству речи, знакомит с окружающим, учит добру. Исследования доказывают: колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости. Этому способствует прежде всего то, что исполняются они спокойным, ровным тихим голосом, напевно и протяжно.

В колыбельных песнях сосредоточены чувства заботы и тревоги, а в целом педагогический опыт многих поколений матерей, бабушек. Они призваны обеспечить спокойный перевод ребёнка из состояния бодрствования в состояние сна.

Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной. Тематика загадок разнообразна. Напоминая по форме афоризмы, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию природы, в толковании её явлений присутствуют образы животного мира, например: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звёзды, месяц). Но загадки можно использовать шире, как материал для логических упражнений на классификацию, обобщение, сравнение. Логические упражнения помогают детям усваивать не только слова, понятия, но и приёмы мышления, систематизировать словарный материал. Предлагаются, например, загадки о капусте, моркови, луке, огурце, потом задаётся вопрос: «Как назвать это одним словом?» Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок, так как детское мышление требует наглядности.

Одним из эффективных источников народной педагогики является сказка. Для малышей народная педагогика создала специальные «детские», или «ребячьи» сказки, близкие к прибауткам и детским песенкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Малые познавательные возможности, недостаточно развитое внимание не позволяют ребёнку сосредоточиться на больших текстах. Сказка же учит детей играть вместе, а для этого важно использовать игры на сказочные сюжеты, драматизации сказок.

Полезно было разучить с детьми русскую народную песню «Березонька», («Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко) и провести экскурсию на природу.

На экскурсии необходимо обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Задача музыкального руководителя - формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку, в русские народные песни, в которых поется о красоте русской природы.

Дошкольное детство – важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Слушая музыкальное произведение, ребенок осознает его. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного. Слушая музыку, ребенок думает, мыслит, различает общее настроение, характер музыки, воспринимает ее эмоциональное содержание.

Из всего выше сказанного следует отметить, что использование музыкального фольклора на занятиях по экологическому воспитанию приводит к замечательным результатам: способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.

Музыкальный фольклор раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир фольклора, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством фольклора – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Н. Николаевой «Юный эколог» Учебно-тематический план.

2. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 1993.

3. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 1995

4. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988.

5. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987.

6. Аникин В. П., "Русская народная сказка", М.:Художественная литература, 1984;

7. Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, "Звезда", 1943, №4;

8. Хрестоматия для маленьких (составитель Елисеева Л. Н.) Москва. 1998г.

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной.
Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.
Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор.

Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Остановились мы на работе в огороде и цветнике - это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.
Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю», «Облака и тучи быстро движутся - к ясной погоде» и т. д. После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле. Дети любят отгадывать загадки. Загадка - это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. Мы всегда стараемся подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира о родной природе. «Невидимкой озорной: всё играет он с травой, листья в воздухе кружит и куда-то всё спешит» (ветер); «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова» (одуванчик). Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей.

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека

Для экологического воспитания сказка - относительно новое явление; она как бы противоположна природной действительности. В сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой,практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные детские произведения – сказки о природе.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведение птиц, насекомых. Огонь-царь, Вода-царица, Земля-Матушка, Небо-отец, так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Всё это нашло отражение в народных праздниках. Весёлые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, праздники. Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимно связи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

Так же наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною» Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок. В работе с родителями мы используем все доступные формы, что бы объяснить им важность экологического воспитания детей. Мы проводим беседы, консультации, родительские собрания, где рассказываем о нашей работе с детьми. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Мы считаем, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам.

Перед занятием воспитатели «входили» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её.

Слайд 2

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Слайд 3

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передаче чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Слайд 4,5

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах. Эти формы я часто применяю во время непосредственно образовательной деятельности в качестве пальчиковых гимнастик и физкультминуток.

Слайд 6,7

С детьми мы работаем в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе . Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой и уходом за зелеными насаждениями, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. Уход за растениями состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.

«Иван –Иван

Вырывай бурьян

Чтобы выросла репка

Сладкая да крепкая

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец!

Слайд

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными , я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Слайд 8,9

Чтение сказок – используется как на занятиях по развитию речи , так и в режимных моментах . Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Слайд 10, 11

В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, провела родительское собрание, где рассказала о необходимости экологического воспитания в семье. Проводим выставки поделок из природного материала.

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.

Тема: "Фольклор в экологическом воспитании дошкольников"

Цель: развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных)

Задачи:

1)Закрепить знания о домашних животных.

2)Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения.

3)Активизировать словарный запас детей.

4)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

5)Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок, со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

добрым утром, глазки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце!

- Мы проснулись?

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.

У меня лошадь большая, а у вас детеныш лошади - жеребёнок.

Садимся и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное - покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

(Появилось солнышко ). Что мы с вами делали? (Закликали солнышко). Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик. воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).

Здравствуйте, детушки - малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. А знаете ли вы, какие домашние животные живут в деревне? Отгадайте:

  1. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый. (поросенок )

  1. Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу! Как мне часто снится

Блюдечко с молочком. (кошка )

  1. С хозяином дружит, дом сторожит

Живет под крылечком, хвост колечком (собака )

  1. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру (лошадь )

Хорошо, умеете отгадывать загадки. А теперь давайте, поговорим о том, какую пользу приносят домашние животные людям: кошка, корова, собака, конь? Молодцы. Пока мы с вами играли, мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра "Путаница" - найдите, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку)

Мирись, мирись мирись.

И больше не дерись.....)

Теперь они будут жить дружно.

А теперь давайте поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

Глазками похлопаем, ножками потопаем.

А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как её надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать

Мою деточку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Вот мы и отдохнули. Ребята, пока мы с вами отдыхали, мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать чего здесь не хватает.(Дети дорисовывают усы кошке, рога корове, хвост поросенку). Молодцы!

А теперь давайте поиграем в «Добавлялки»:

Ок-ок-ок-стоит в поле (теремок)

Су-су-су- петушок поймал (лису)

Цо-цо-цо-снесла курочка… .(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садись на (пенёк)

Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы можем их развеселить, потешить-частушкой.

1 ребенок:

Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Маленькие котяточки,

Царапали за пяточки.

2 ребенок:

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы - женихи.

3 ребенок:

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

Нет волос на голове,

Нацепила перья!

Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы!

Ребята, а раньше в деревнях сочиняли и рассказывали сказки детям, давайте вспомним как звали животных в сказках?

1.Кошку, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку.(Кошка Машка)

2."Слепого" кота, товарища лисы Алисы. (кот Базилио)

3.Кота дядя Федора. (Матроскин)

4.Умного кота, который достался в наследство младшему брату.(Кот в сапогах)

5.Собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тянуть (Жучка)

6.Пуделя Мальвины. (Артемон)

Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести лошадок. Помогите мне - подойдите к столам и давайте их разукрасим, чтобы они у нас ожили. Дети разукрашивают шаблон в виде лошадей и ставят их на заранее подготовленный макет "Деревня".

А теперь пришла пора прощаться: скажем, бабушке и её питомцам «До свиданья». (воспитатель уходит переодеваться за домик, младший воспитатель следит за детьми).

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

Читайте также: