Развивающие игры и игрушки для детей (2 месяц). Развивающие игры и игрушки для детей (2 месяц) Как играть с новорожденным ребенком 2 месяца

До 3,5 месяцев

В какие игры можно играть с ребёнком от 2 до 3, 5 месяцев.

В возрасте от 2 до 3,5 месяцев ребенок активно улыбается голосу родителей, у него появляется интерес к окружающим людям, совершенствуется большинство зрительных реакций. Малыш все более длительно фиксирует взгляд на предметах, прослеживает глазами их перемещение и может предвосхищать появление ярких, разноцветных предметов. В моменты бодрствования он может петь, издавая гукающие звуки. Обращает внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается до них дотронуться.

Двигательная активность проявляется в попытках самостоятельного продвижения вперед на животе. Ребенок уверенно держит голову, пытается поворачивать ее в стороны, старается перевернуться с бока на живот или на спину. Обхватывая пальцы родителей, активно пытается подтянуться, пытается прыгать, когда встает на ножки.

Где мой...?

Цель игры: развитие навыков общения, развитие анализаторов, определение ребенком себя в пространстве и окружающих его предметах.

: легкий прозрачный платок, мягкое одеяло.

Ход игры : игра проводится на полу. Уложите ребенка на спину, поговорите с ним, привлеките внимание веселой песенкой, считалочкой. Покажите малышу платок, дайте его потрогать, затем накиньте на свою голову, спросите весело и задорно: «Где мой мальчишка (девчонка)?», снимите с себя платок, приговаривая: «Вот он (она)!» Обязательно дотроньтесь до малыша, чтобы он зафиксировал обращенную к себе речь. В дальнейшем проводите игру, накинув платок на малыша.

Кручусь, верчусь

Цель игры: развитие более сложной общей моторики, вестибулярного аппарата, мышечной силы.

Ход игры.

1-й этап: положите ребенка на бочок поддерживайте его за спину, постепенно убирайте руку, ребенок следует за вашей рукой. Когда он окажется на спине, похвалите его. Проделайте это упражнение несколько раз, оно вызывает у малыша бурю восторга.

2-й этап: положите ребенка на бок, покачивайте его легонько и направляйте вперед. Когда он перевернется на живот, похвалите его.

Подобное проделайте и в другую сторону.

Родителям на заметку. Если вы вводите в игру новые предметы, новые игрушки, необходимо малыша сначала с ними познакомить.

Играя с ребенком, эмоционально обозначайте его достижения.

Во время игры сопровождайте действия ребенка стихами и считал очками.

Кручусь, верчусь,

Спиной, боком повернусь.

И животик покажу,

Маме с папой угожу.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Выходи со мной играть,

Я веселый, озорной,

Заводной и огневой.

Гирлянда

Цели игры: совершенствование зрительных реакций, развитие более сложной моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мелкие и средних размеров игрушки, яркие, не громко звучащие (лучше, если это будут фигурки зверей, птиц).

Ход игры: в минуты бодрствования повесьте над кроваткой малыша сделанную гирлянду, привлеките его внимание звучащими игрушками. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, каких зверей или птиц он видит. Если ребенок заинтересовался игрушками, помогите ему дотянуться до них, дотронуться. Эта потребность будет возникать все чаще и чаще, поэтому необходимо перевесить гирлянду ближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до игрушек. В дальнейшем игрушки перевешивают несколько дальше, чтобы ребенок целенаправленно тянулся к гирлянде. Понаблюдайте за малышом, выясните, какая игрушка ему больше всего понравилась, перевешивайте ее то вправо, то влево, то выше, то ниже.

Родителям на заметку. Гирлянды и игрушки должны легко сниматься, чтобы во время засыпания они не отвлекали малыша своим звуком.

Маленький солист

Цель игры: развитие простейшей артикуляции, навыков общения.

Ход игры.

1-й вариант: мама или папа, общаясь с малышом, обращают внимание на произнесение им отдельных звуков. Родителям необходимо не только самим разговаривать с малышом, но и повторять за ним его собственные звуки. Взрослым после произнесенных слов необходимо сделать паузу, чтобы получить от малыша ответ. В ответ на гукание малыша необходимо произнести его звуки «а», «у», «гу» и т. д. Не мешайте ребенку, когда он разговаривает или поет наедине сам с собой.

2-й вариант: запишите на магнитофон голос ребенка, его «песенки» и «монологи» и ваш голос, когда вы читаете ему стишки или поете песенки. Если вам срочно необходимо что-то сделать, включите малышу пленку с записью, и он не будет чувствовать себя одиноким. Более того, он будет отвечать «электрической няньке».

После того как вы сделали необходимые дела, поговорите с малышом, похвалите его, скажите, что он хорошо справился с трудной задачей. Обязательно улыбайтесь, и это вызовет в ответ улыбку ребенка.

Предосторожность : не увлекайтесь «магнитофонной няней», используйте ее в крайних случаях.

Маленький гимнаст

Цели игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: перекладина, деревянная, хорошо отшлифованная палочка, мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите на полу одеяло, положите малыша на спину на подушку, перед малышом на расстоянии 20 см на весу держите палку. Если ребенок не отреагирует на предмет, поднесите палку ближе, если же и это не поможет, возьмите его ручки и положите ладошки на палку. Когда малыш крепко схватит палку, медленно приподнимайте ее, чтобы ребенок самостоятельно подтягивался. Когда вы почувствуете, что ребенок уверенно подтягивается, осторожно приподнимайте палку еще. Следите, чтобы малыш оставался в состоянии напряжения и старался продолжить движение.

Усложняйте игру: добивайтесь того, чтобы ребенок самостоятельно тянулся к палке и подтягивался.

Не забывайте подбадривать малыша, хвалить.

Мешу, мешу тесто

Цель игры : развитие вестибулярного аппарата, развитие зрительных реакций.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло.

Ход игры : постелите одеяло на пол, положите ребенка на живот, сядьте с ним рядом. Поговорите немного, помассируйте его ручки, ножки, сделайте «потягушеньки». Осторожно обхватите голову ребенка ладонями, зафиксируйте это положение, улыбнитесь малышу, убедитесь, чтобы он смотрит на вас. В дальнейшем осторожно переваливайте голову малыша с ладони на ладонь, при этом обязательно фиксируйте положение головы и его взгляд на вашем лице, вы должны проводить игру на эмоциональном подъеме, привлекая своим голосом взгляд ребенка. Переваливая голову ребенка с ладони на ладонь, приговаривайте или напевайте:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, —

Переваливай, давай!

Заканчивая игру, улыбнитесь малышу, расскажите ему, как вам понравилось с ним играть.

Родителям на заметку. Если ребенок не смотрит на вас даже после неоднократной попытки привлечь его внимание, не пытайтесь продолжать игру. Видимо, на это есть какая-то причина, дайте малышу отдохнуть.

Тянем, потянем

Цель игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук, навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите одеяло на полу, положите ребенка на спину на подушку, помассируйте ладошки малыша и, загибая пальчики, приговаривайте:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала —

Ты дрова рубил,

Этому дала —

Ты воду носил,

Этому дала —

Ты дрова носил,

Этому дала —

Ты деток кормил.

А этому не дала —

Ты дрова не рубил,

Ты воду не носил,

Ты дрова не носил,

Ты деток не кормил.

После массажа предложите ребенку свои указательные пальцы, чтобы он за них зацепился. Тяните малыша понемногу на себя, затем потихоньку опускайте на подушку и приговаривайте в такт движениям (варианты слов в главе «Бабушкин сундук»):

Тра-та-та, тра-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки посейте,

Пирожки затейте,

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Обязательно в конце игры похвалите малыша, скажите, как он вырос и какими сильными стали его ручки. При этом не забывайте обозначить свою похвалу прикосновением к ребенку, к его ручкам.

Родителям на заметку. Несмотря на то что ребенок крепко ухватился за ваши пальцы или предложенный предмет, будьте внимательны и готовы к тому, что его ручки могут разжаться.

Неугомонный мячик

Цель игры: развитие мышц спины, брюшного пресса, шеи, зрительных реакций, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло, яркий мячик небольшого размера, нейтральная музыка.

Ход игры : расстелите одеяло на полу, положите малыша на живот, несколько минут подождите, чтобы он адаптировался и начал проявлять активность. Привлеките голосом внимание ребенка, покажите ему яркий мячик, положите его перед ним. Когда ребенок зафиксирует взглядом мяч, направьте мяч к малышу, затем от него, катайте мячик в поле зрения ребенка. Не забывайте, что крохе необходимо словесное побуждение: «Где мячик?», «Куда он покатился?», «Красный (цвет мячика) мячик», «Быстрый мячик».

Когда мячик подкатывается к ребенку довольно близко, понаблюдайте, что будет делать ваш малыш, какие действия будет предпринимать: будет пытаться достать мяч, радуется, удивляется. Если малыш дотянулся до мяча или тянется к нему, обязательно предоставьте ему возможность исследовать предмет пальчиками.

По мере того как малыш будет осваивать это упражнение, при неудачных попытках завладеть мячом посмотрите, что он будет предпринимать: пытаться достать, просто лежать или же отвернется от мяча. Если ребенок активно пытается дотянуться, дайте его ножкам опору, и он поползет к игрушке (в дальнейшем он будет пытаться это проделать самостоятельно). В любом случае, через некоторое время, если ребенок не находит выхода, просто лежит или отвернулся от мяча, подскажите ему — дайте способ передвижения. Если малыш достиг цели, одобрите его действия.

Когда в доме появляется малыш, родители начинают задумываться о покупке игровых принадлежностей. Несмотря на то, что у крохи еще слабо развито восприятие и тактильные ощущения, детские забавы крайне необходимы для его развития. Главное, что должны понимать родители – это ответственно подойти к выбору подарка. Но как понять, какие игрушки нужны ребенку в 2 месяца? Давайте вместе разбираться.

Зачем нужны игрушки?

Новорожденные – девочки и мальчики, растут довольно быстро. Поэтому для их полноценного развития мамы и папы просто обязаны приобретать погремушки и другие игровые приспособления. Для 2 месячного малыша, игрушки не просто забава и развлечения. В каждой из них заложена функция, которая способствует формированию различных навыков и умений. Например, яркий мячик помогает карапузу сфокусировать свой взгляд, а сенсорный мешочек – развивает мелкую моторику рук.

Зачем еще необходимы игрушки? Во время игр, ребенку легче познавать окружающий мир. Звонкие колокольчики заставляют кроху прислушиваться к звукам. Большие предметы привлекают внимание и формируют восприятие. Резиновые пищалки и подвески помогают развивать тактильные чувства.

Какие игрушки необходимы грудничку в 2 месяца

2-месячный кроха немножко подрос и все меньше времени проводит во сне. Теперь он не просто лежит в кроватке, а внимательно наблюдает за висящими над ним игрушками и перемещающимися объектами. В этом возрасте желательно приобретать предметы, которые будут напоминать человеческий облик. Это могут быть: куклы, мягкие игрушки (например: животные), картинки с изображениями.


У таких деток – зрение еще слабо развито. В основном они видят только отдаленные предметы. Поэтому игрушка не должна находиться очень близко от глаз малыша. Оптимальным считается расстояние – от 50 см и более.

Больше всего ребёнок рассматривает лица близких ему людей, учится распознавать силуэты, мимику, прислушивается к голосам. Маленькому исследователю интересно все, что находится в поле его зрения.

Так какие же необходимы игрушки грудничку в 2 месяца? Некоторые мамы считают, что для нормального развития и физической активности детей, в детской комнате должно быть много игровых забав. Однако врач-педиатр Комаровский иного мнения, он рекомендует останавливать свой выбор только на тех, которые соответствуют их возрасту:

  • погремушки, растяжки – 2-3 шт.;
  • мобили – 1-2 шт.;
  • куклы (пупсы);
  • мягкие игрушки;
  • неваляшки.

Погремушки, растяжки

Их вешают на коляску и кроватку грудничка. Очень хорошо если игрушки будут яркие, разные по форме и фактуре. Растяжки и погремушки полезны тем, что развивают слух и зрительское восприятие. Двигаясь в кроватке, кроха будет вызывать их звучание, поворачиваться в стороны и тем самым тренировать координацию движений.

Тянуться к погремушкам или доставать ножкой двухмесячный ребенок еще не способен, однако их можно класть в его ручку, чтоб он учился сжимать кулачки. Такие занятия будут способствовать развитию хватательного рефлекса и мелкой моторики.

Мобили

Музыкальные сопровождения бывают механическими либо на батарейках. Различия между моделями только в цене. Мобили крепят на бортики или спинку кровати так, чтоб ребенок видел изображения различных узоров. Для того чтоб крохе было удобно концентрировать внимание и следить за перемещением игрушки – фигурки должны находится на расстоянии 30 см.

Ребёнку двух месяцев желательно выбирать черно-белые и контрастные геометрические фигуры. По мере возможностей, каждую неделю игрушки нужно обновлять. Так вы обеспечьте кроху приятными впечатлениями и эмоциями.

При выборе мобиля внимательно изучите инструкцию, проверьте качество крепления ручек, мелких деталей, а также звучание. Очень громкий звук может вызвать испуг, а легкая и приятная мелодия всегда подымет малышу настроение.

Куклы (пупсы)

Пупс – это интерактивная игрушка, которая напоминает человеческий образ. В возрасте 2 месяцев ребенок еще не способен к манипуляциям, поэтому кукла ему не нужна. Однако ему будет интересно понаблюдать, как с ней играет мама. Для развития внимания и фокусирования зрения младенца перемещайте предмет в разные стороны, меняйте угол наклона и положение. Расскажите, где у куклы волосы, ротик, глазки. Таким же образом, покажите эти части тела у себя и крохи.

Мягкие игрушки

Малышу в 2 месяца можно приобрести мякиши либо мягкие игрушки-животные. Обращайте внимание на качество изделия и отсутствие резкого запаха. Лучше выбирать эластичные, которые не будут рваться и ворситься.

Отзыв: У нашей дочурки Маши была мягкая игрушка – «колобок». Я его самостоятельно сшила из трикотажа. Получилось необыкновенно и очень забавно. При этом его можно использовать даже в качестве мягкой подушки.

Помните о чистоте этих забав. Ведь они как пылесос, втягивают в себя всю грязь и пыль, которая есть в квартире. Поэтому чтоб обезопасить своего ребенка от микробов и инфекций, делайте чаще влажную уборку в детской спальне, а игрушки мойте и отпаривайте утюгом.

Неваляшки


Эта игрушка наверняка есть в каждом доме. Еще пару десятилетий назад такой подарок считался одним из лучших для детей. Современные неваляшки также достойны своего внимания. Кроме раскачивания и возвращения в исходное положение – издают мелодичный звук, тарахтят, пищат и светятся.

Правила выбора

Чтоб развивающие игрушки принесли двухмесячному ребенку только пользу, специалисты советуют придерживаться простых рекомендаций. При их выборе родителям следует учесть такие аспекты:

  • отсутствие посторонних запахов и опасных примесей, которые могут навредить здоровью маленьких деток;
  • выполнены из высококачественных материалов, подтверждаемых сертификатом качества;
  • игрушки ребёнка должны соответствовать его возрастным особенностям – легкие для удержания и схватывания в ручках;
  • забавы не имеют сколов, острых краев и мелких деталей;
  • подарок из пластика, дерева либо другого материала должен легко чиститься моющими средствами;
  • не покупайте предметы слишком ярких цветов и отсутствия на них документов.

Не показывайте много забав, давайте не более двух в день. Когда игрушка приелась карапузу, отложите ее на время и предложите что-то новое. Необходимо помнить, что игрушки не должны перегружать внимание ребенка. Осторожность и умеренность – это главный критерий в период роста и развития детей.

В первые месяцы жизни главная и единственная потребность младенца – это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Это совершенно уникальный период в жизни и ребенка и его мамы. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов, никакой информации и вообще никакого содержания в таком общении нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому . Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным . Хотя уход за ребенком связан с многочисленными физическими трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него много делает, даже не за то, что она его кормит, а просто так, за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери. В этот период она от него еще ничего не требует, не оценивает его способности и радуется самому факту его существования. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте - это потребность во внимании взрослого. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, такое общение играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка . В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них - выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первая форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку , тем раньше и тем яснее он выделяет самого себя, тем активнее он действует. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Поэтому представление малыша о себе неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику. Взрослый как бы является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Становление положительного самоощущения и отношения ко взрослому, или социально-эмоциональное развитие, в первом полугодии является главной задачей развития.

Концентрация на лице

Первое, что видит и на что реагирует младенец, появившийся на свет – это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем» человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, вызывают внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы. Для младенцев, которые еще не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку и случайные движения младенца будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла–голыш . Всем своим обликом эта кукла напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку , малыш как бы узнает себя и радуется этой встрече.
  • Тряпочные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Но, конечно, таких кукол демонстрировать можно только из рук взрослого.
  • Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок следил за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу , если это будет игрушка со звуковым эффектом - неожиданное появление звука (по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет его внимание, удивит и обрадует.

Как можно видеть, уже в первом полугодии ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки . Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова, и в первое время даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что безусловно способствует их социально-эмоциональному развитию. Очень важно, чтобы сначала куклу, как впрочем и любую другую игрушку , показывал взрослый . Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, понимает, узнает» и пр. Однако по отношению к 2-3- месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер – в нем трудно выделить и разделить отдельные стороны познания – такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух – звуки музыки, речи человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка – младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки, словом, воспринимать окружающий мир. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении , затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве. Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни – научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку, начиная с двух месяцев обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки . Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками. Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение, и в течение нескольких минут ребенок с восторгом наблюдает за ней.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • «Турничок» с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Подойдут также светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение. Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начинает специально тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется. Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки . Погремушки – одни из самых важных и традиционных игрушек для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением нового предмета. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы «греметь», т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.

    Учимся действовать руками

    Уже с трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки . Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу , усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка . Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом. Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. В 2-3 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка – он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать, приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого взрослого – ребенку больше всего нравятся те игрушки , которые показывает мама. Между четвертым или пятым месяцем (у некоторых возможно несколько раньше) в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие - он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету, схватывать его и действовать с ним. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни, которая открывает новый период его развития, с новыми играми и игрушками . Но об этом мы поговорим в следующем номере журнала.

Ребенок в 2 месяца еще практически не способен к манипуляциям с предметами и большая часть его познавательной активности заключается в восприятии - младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки. 2-х месячным малышам будут очень полезны игрушки, которые побуждают его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызывают зрительную и слуховую концентрацию. Этому будут способствовать игрушки, обладающие какими-то выраженными качествами: яркие, блестящие, издающие звук.

Первое, на что реагирует и на чем концентрируется новорожденный младенец, это конечно человеческое лицо. А со 2-го месяца жизни внимание малыша привлекут и его заменители- игрушки, имитирующие лицо человека, только для этого они должны быть достаточно крупными с выразительными чертами. Подойдут крупные куклы, неваляшка , рожица, нашитая на коврик, висящий на бортике кровати, шарик-колобок с человеческими чертами.

Также привлекательными для 2-х месячного малыша будут игрушки, изображающие внешний облик животного с большими выразительными глазами и мордочками. Дополнительным плюсом будет, если такая игрушка еще будет издавать какой-то не слишком резкий звук. Конечно, особенную ценность приобретает игрушка, показываемая взрослым, которую ребенок видит в руках значимого для него человека. Хорошо почаще показывать малышу новые игрушки или предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его.

Для того, чтобы 2-х месячный малыш концентрировался на звуке над кроваткой можно подвесить колокольчики, бубенцы и любые другие звенелки. Также небольшой колокольчик можно пришить к резинке или специальной мягкой манжетке и надеть ее на ручку или ножку малыша. Сущетвуют специальные для самых маленьких. Сначала малыш будет прислушиваться к звукам, возникающим от его случайных движений, а потом начнет пробовать вызывать эти звуки уже преднамеренно. или колокольчиком может погреметь и взрослый то справа, то слева от малыша, побуждая его поворачиваться к источнику звука. Для того же можно использовать игрушку-пищалку .

Достаточно универсальной игрушкой будет музыкальный , вызывающий интерес малыша музыкой и движением элементов.


У 2-х месячного малыша уже раскрываются кулачки и ему в ладошку можно вкладывать небольшие предметы, такого размера и формы, чтобы малыш мог на какое-то время зажать его в кулачке, внимательно рассматривая, то приближая, то удаляя от себя. Это могут быть тканевые мешочки, совсем небольшие мягкие игрушки, контейнеры из под киндер-сюрпризов, маленькие мячики, клубочки ниток, катушка, грецкий орех.

Игрушки для детей 2 месяца:

Мобиль , большие куклы и игрушки животные с выразительными лицами, игрушки -пищалки , колокольчики, бубенцы, яркие погремушки , игрушки,

Время летит быстро, кроха растет и каждый день радует родителей новыми достижениями и умениями. Он активно познает окружающий мир и все меньше времени проводит во сне. Ко второму месяцу жизни возможности малыша еще сильно ограничены: он только научился держать головку и еще совсем не умеет владеть своим телом. Но при этом с ним можно и нужно играть – такой подход помогает крохе быстрее развиваться.

Игры с ребенком 2 месяца должны быть направлены на развитие зрительного и слухового восприятия, становление эмоционального общения с взрослыми, обучение действий с предметами. Несмотря на то, что развивающие занятия для двухмесячного ребенка предусмотрены в основном в положении лежа, научиться он может многому.

Важно! Заниматься с ребенком стоит понемногу, продолжительность одного занятия не должна превышать 3-5 минут. Внимательность и способность воспринимать новую информацию у двухмесячного карапуза довольно низкая.

Особенности развития ребенка в 2 месяца

Одним из главных достижений двухмесячного малыша является его эмоциональное развитие. Он привыкает к окружающей обстановке и людям, которые его окружают, начинает узнавать близких, и даже радует их первой улыбкой. К этому возрасту младенец уже умеет фокусировать взгляд на людях или предметах, находящихся в поле его зрения.

В возрасте двух месяцев двигательная активность ребенка еще слабо развита, поэтому важно уделять внимание физическому развитию. Хотя малыш уже может перевернуться на спину из положения на боку, а лежа на животе способен поднимать голову, опираясь на ручки.

Среди других достижений двухмесячного карапуза можно назвать следующие:

  • рассматривает подвешенную игрушку;
  • радостно реагирует на предстоящее кормление;
  • следит взглядом за передвигающим предметом;
  • поворачивает голову в сторону издаваемого звука;
  • реагирует на обращенную речь, начинает «гулить» в ответ.

Неопытным родителям может казаться, что с ребенком в 2 месяца еще нельзя играть, но на самом деле возможностей множество.

Игра – основное средство развития двухмесячного малыша

Игра – отличный способ обучения и развития маленьких детей. Во время занятий происходит воздействие на слуховое и зрительное восприятие ребенка, тренируется внимание, приобретаются физические навыки. Несложные упражнения и игровые приемы, которые будут понятны и интересны двухмесячному карапузу, помогут развитию и познанию окружающего мира. Малышу уже в 2 месяца важно присутствие родителей, их внимание и участие.

Как сказал известный педиатр Евгений Комаровский: «В развивающих играх намного важнее игрушки тот, кто занимается с ребенком. Спокойствие, доброжелательность, наличие времени – это намного важнее, чем конкретная игрушка. Развивать ребенка вообще можно без всяких игрушек, лишь бы мама и папа были рядом».

Игры направленные на развитие зрительного восприятия малыша

Ввиду возрастных особенностей малыша его зрение еще недостаточно развито, поэтому важно использовать игры, направленные на его формирование. Хотя он уже может надолго задерживать взгляд на мамином лице, особенно когда она с ним разговаривает. Заметив улыбку взрослого, малыш обязательно улыбнется в ответ.

Одним из самых распространенных игровых приемов для развития зрения ребенка в 2 месяца является слежение за игрушкой. Это может быть любой яркий предмет, который вызовет интерес у карапуза.

Младенцы в 2 месяца еще дальнозоркие, поэтому расстояние от глаз до предмета должно быть не менее 50 см, чтобы у ребенка не развилось косоглазие.

С этой же целью на кровать можно установить детский мобиль с музыкальным сопровождением. Движение ярких игрушек по кругу и возможность смотреть на каждую из них по очереди поможет развитию зрительного восприятия малыша.

Чтобы разнообразить игры на развитие зрения, подвешивайте воздушные шарики к кроватке крохи. Желательно каждый день вешать новый, и не более, чем на 5-10 минут, чтобы малыш не успевал привыкнуть и оставался заинтересован предметом. В 2 месяца малыш различает только желтый и красный цвет, поэтому разнообразить игрушку можно рисунками. Изобразите на шариках черным маркером контрастные линии, геометрические фигуры, смайлики, приклейте картинки или фотографии близких людей.

Ирина, 27 лет, мама годовалого Артема «С самого рождения сына мы с мужем установили на его кроватку музыкальный мобиль. Но игрушками, которые шли в комплекте с мобилем сын не заинтересовался. А вот надувные шарики, которые мы к нему вешали он обожал! Особенно любил шарики с моей фотографией. Если Артемка был в хорошем настроении, он мог 10 минут лежать спокойно и наблюдать за летящими под музыку шариками. Это было его любимое увлечение в то время. А если я выключала игрушку раньше, выражал нетерпение, двигал ручками, как будто хотел, чтобы игра продолжалась».


Игры, направленные на развитие слухового восприятия малыша

Находясь в утробе матери, ребенок слышит множество звуков, раздающихся снаружи. Но после появления на свет они воспринимаются иначе и звучат громче. Самым приятным и важным звуком для него остается голос мамы. Постоянное общение, песни и разговоры, сопровождающие действия, способствуют развитию речи и пассивного словаря ребенка.

Еще одним важным моментом в развитии слухового восприятия ребенка должно быть прослушивание музыки. В зависимости от времени суток и настроения можно включать детские песенки или классическую музыку. Из классической музыки для начала можно выбрать колыбельные мелодии Моцарта. При этом важно помнить, что мелодии не должны быть чрезмерно громкими, это может привести к испугу малыша и снижению его слуха.

О пользе и важности музыки в жизни ребенка говорил известный писатель и педагог Василий Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

В качестве игры для развития слухового восприятия можно использовать браслетики с бубенчиками. Двигая ручками, малыш будет наслаждаться звоном и отслеживать источник его появления.

Игры, направленные на развитие движений

Физическая активность ребенка в возрасте 2 месяцев еще довольно сильно ограничена, но все-таки родители могут многое сделать, чтобы обеспечить ее дальнейшее развитие. Поскольку подвижные игры для двухмесячного младенца еще недоступны, массаж и купание в большой ванной отлично их заменят.

Современные родители практически отошли от пеленания детей, но даже если после рождения это иногда применялось, то в 2 месяца у малыша должна быть полная свобода движений. Пусть изучает свои ручки и ножки, берет их в рот и дотягивается до предметов, находящихся рядом. Это поможет ему быстрее научиться контролировать свои действия.

Массаж лучше делать сразу после купания и перед вечерним кормлением, когда тело крохи согрето и расслаблено. Если у ребенка нет проблем со здоровьем, и роды были легкими, массажные движения можно делать самостоятельно, поглаживая, пощипывая и разминая кожу. В случае каких-либо нарушений лучше доверить этот процесс специалисту, имеющему опыт исправления проблем.

Кроме массажа ребенку полезны простые развивающие упражнения, например, для развития упора ног: поддерживая малыша в вертикальном положении, необходимо вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности.

Развивающие игры с ребенком

Развивающие игры для детей 2 месяцев направлены на обучение и познание окружающего мира. Поэтому в этом возрасте можно заниматься с ним так:

Игры с использованием хватательного рефлекса

В кулачок ребенка нужно вложить погремушку с ярко выраженной ручкой, которую удобно держать. Он ее схватит и поднесет к лицу для изучения, или даже попробует на вкус. Меняя размеры и звучание погремушек, можно поддерживать интерес и активность крохи.

Сенсорные игры

Можно проводить игры с кусочками ткани, задействовав все тело. Касаясь ими животика, ручек, ножек, лица, родители дают ребенку возможность почувствовать новые ощущения и отреагировать на них улыбкой.

Игры с речью подразумевают обучение подражанию

В 2 месяца малыш уже учится гулить, а близкие могут повторять его звуки. Позже игра будет происходить в обратном порядке, и ребенок научится подражать взрослому.

Пальчиковые игры

Игры, такие как «Сорока-Белобока» или различные считалки. Малыш будет увлеченно слушать рассказы мамы, наблюдая за своими ручками.

Можно организовать игры, способствующие появлению радости и оживления у ребенка: «Идет коза рогатая», «По кочкам – по кочкам», «Поехали – поехали».

Ульяна, 25 лет, мама годовалой Арины «С самых первых дней жизни я постоянно разговаривала с Аришкой. Клала ее себе на колени, поддерживая головку руками, и говорила, кривлялась, смеялась. Дочка быстро научилась фокусировать на мне свой взгляд, через месяц подарила первую улыбку, а в 2 месяца вовсю повторяла мои гримасы и даже старалась имитировать звуки. Эта игра остается нашей любимой до сих пор».

Советы педиатра или подруг, педагогические методики или рекомендации стоит воспринимать лишь как общую информацию, ориентируясь больше на настроение и темперамент ребенка.

Индивидуальный подход с учетом особенностей своего ребенка станет лучшей стратегией развития подрастающей личности.


Развивающие игрушки для крохи

Помимо вопросов, как и чем заниматься с ребенком, многих родителей интересует, какие развивающие игрушки для детей 2 месяцев можно приобрести, и как их использовать. Современная индустрия детских товаров предлагает множество различных вариантов, позволяющих увлечь карапуза и завладеть его вниманием.

Но перенасыщение разноцветными и музыкальными предметами может нанести больше вреда, чем пользы. Поэтому к выбору развивающих игрушек стоит отнестись осознанно.

Важно выбирать только те игрушки, которые предназначены для детей от рождения до 6 месяцев, ведь они разработаны специально с учетом возрастных особенностей.

Для развития ребенка 2 месяцев достаточно будет таких предметов:

  • 2-3 погремушки, сделанные из разных материалов и звучащие неодинаково;
  • музыкальная шкатулка для воспроизведения простых мелодий;
  • пара силиконовых игрушек или прорезывателей, ведь малыш в любом случае будет тянуть их в рот;
  • музыкальный мобиль для кроватки.

В дальнейшем родители смогут дополнить ассортимент игрушек тем, что будет по нраву их малышу. А то, что приносит удовольствие, несет в себе наибольшую пользу.

Следует отметить, что все игрушки необходимо тщательно мыть по мере необходимости, но не менее 1 раза в неделю.

Таким образом, игры и занятия с ребенком в возрасте 2 месяцев, несмотря на ограниченную подвижность, могут включать в себя множество разных вариантов. Важно все делать с улыбкой и любовью, тогда малыш всегда будет отвечать тем же.

Видео по теме

Читайте также: