Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся. Особенности работы школы по формированию гражданской идентичности младших школьников. Между тем Р.Ю. Шикова утверждает, что «формирование общероссийской гражданской идентичности в нашей стран

Состояние современного российского общества можно охарактеризовать как неравновесное, кризисное, обусловленное коренными изменениями всей социальной структуры, разрывом прежних социальных связей, дезориентацией человека в социальном пространстве. Это состояние затяжного перехода от монолитной и «прозрачной» идентичности, характерной для советского человека и советского общества, к многомерной, многосоставной идентичности, имеющей сложную систему оснований.

Процесс идентификационной ломки как следствие распада советского общества, поглощенного государством, и открытия границ социального оборачивается сегодня «размытием» основных параметров идентичности. Неопределенность оснований идентичности на индивидуальном уровне проявляется в нестабильности, подвижности и произвольности выборов отдельного человека, в неспособности индивида определить себя через принадлежность к какой-либо социальной группе и тем самым установить границы своего Я, обрести устойчивое положение в обществе.

В современных западных исследованиях (в работах Ж. Бодрийяра, З. Баумана, У Бека) идентичность все чаще трактуется как костюм или маска, которую можно легко сменить, как только этого потребуют изменившиеся социальные условия. Данное суждение может быть полезным при анализе идентификационного кризиса в России. Действительно, идентичность современного человека достаточно пластична, а процесс ее формирования можно сравнить с лепкой человека самого себя. В условиях усложнения картины социальной реальности, развития российского общества как открытой системы индивид вынужден выбирать свой жизненный путь из многообразия перспектив, постоянно корректируя свои жизненные цели, мотивы деятельности, ценностные установки. Проблемой здесь оказывается не столько растерянность человека в условиях множественности выбора стратегий и объектов идентификации или психологическая неготовность делать выбор, сколько отсутствие прочного «каркаса» (основных структурных элементов идентичности), на который могло бы «наслаиваться» содержание индивидуальных выборов соотнесений индивида с социальными общностями различного типа (от этнической группы до мирового сообщества).

Рассматривая основные тенденции развития современного российского общества, необходимо отметить, что ценности и ориентиры, которые раньше направляли действия людей, отвергнуты, тогда как новый порядок взаимодействия еще не выработан. Распад коллективной памяти, потеря ценностных ориентаций, утрата веры в общее будущее, неосвоенность новых образцов поведения и общих норм деятельности, безусловно, препятствует элементарной согласуемости действий людей в их повседневной жизни. Кризис идентичности российского общества выражается сегодня в отчуждении индивидов от социальных процессов, в ослаблении социальных связей, в несоответствии между динамикой развития социальных институтов и переменами в индивидуальном сознании. Перед российским обществом сегодня остро стоит вопрос формирования консолидирующей идентичности в условиях неопределенности представлений различных социальных групп об общности интересов.

Однако о сущности кризиса идентичности российского общества и его причинах невозможно говорить, не учитывая открытость России процессам глобализации, которые, на наш взгляд, не сводятся к реализации унифицирующей модели развития и не являются ни вызовом российскому обществу, ни угрозой российской идентичности, ни теми внешними условиями, к которым Россия вынуждена приспосабливаться.

Глобализация (или становление мира как единой социальной системы, уплотнение социальных связей, интенсификация социальных отношений) представляет собой сочетание объективных процессов «сжатия времени» и выхода социального пространства за пределы территории отдельного государства. Сегодня территориальность перестает быть организующим принципом социальной жизни, сменяется принципом политерриториальности. Новые социальные практики (виртуальная коммуникация) и новые формы организации деятельности (сетевые структуры) освобождаются от привязок к определенному локусу и свободно пересекают пространственные границы. Физическое пространство более не воспринимается человеком как препятствие, предел коммуникации. Связь места и социального пространства распадается, контуры общества больше не покрываются контурами государства, а значит и идентификационное пространство пространство выбора человеком самого себя, определения себя через принадлежность к какой-либо социальной общности становится шире, чем пределы отдельного государства территориально ограниченного единства.

Процессы трансформации российской идентичности характеризуются пересмотром основ национальной и государственной идентичности, появлением новых объектов идентификации (например, мировое сообщество) и новых форм идентичности (виртуальная идентичность), не привязанных к определенному месту, возникновением гибридных идентичностей посредством пересечения старых и новых классификаций через конфликт традиционных ценностей и ценностей современности.

Сегодня мы можем наблюдать усиление так называемой первичной идентичности, основанием которой являются различия, проходящие вдоль этнических, религиозных и языковых линий, что в современных условиях не может не оборачиваться социальными противостояниями и конфликтами. Всплеск национализма, «возвращение к корням» ответ на утрату монолитной идентичности советского человека, нивелирующей национальные особенности, попытка «нагрузить» идентичность традиционными ценностями и сплотиться против сил, угрожающих идентичности, отказываясь тем самым от диалога.

В этой ситуации британский социолог Э. Гидденс, предупреждая об опасности фундаментализма как одного из возможных направлений поиска идентичности, предлагает обратиться от национальной идентичности к идентичности гражданской.

Гражданство как особый тип социальной связи между людьми, способными проявлять различные формы совместной деятельности, в условиях глобализации не обуславливается извне «кровью и почвой» и не определяется преданностью гражданина государству. Современному человеку открывается возможность определять себя не только в рамках тех групп, с которыми он связан фактом рождения или местом проживания. По словам Э. Гидденса, сегодня гражданство «это уже не просто феномен, указывающий на принадлежность к целостному национальному государству <...> оно становится гораздо сложнее». В этой ситуации в основу взаимоотношений общностей самого различного типа могут быть положены не культурные различия, а более общие принципы права.

В условиях роста этнического, религиозного, культурного разнообразия российской социальной реальности, как в научном, так и в политическом дискурсе артикулируется необходимость интеграции и согласия, основанного не на приоритете ценностей и интересов конкретных социальных общностей, но на их балансе. Так, отечественный исследователь М.Б. Хомяков настаивает на том, что гражданская идентичность, в отличие от идентичности национальной, является достаточно сильной для того, чтобы обеспечить консолидацию многонационального российского общества.

Гражданская идентичность как вид социальной идентичности связана с фундаментальной потребностью индивида быть признанным какой-либо группой, быть укорененным в социальном бытии, преодолевая тем самым изолированность и замкнутость своего индивидуально-психологического мира.

Гражданская идентичность включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости членства, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой, граждан и государства, политическую информированность.

По мнению многих российских исследователей (В.В. Лапкин, З.Т. Голенкова, А.А. КараМурза, Л.М. Левин, Л.М. Дробижева и др.) в России принципиально различаются государственная и гражданская идентичности. Государство и гражданское общество выступают в этом случае как два разных социальных пространства, два полюса ценностных ориентаций, два объекта идентификаций.

Особенность соотношения государства и гражданского общества в России емко и точно передана в тезисе одного из авторов журнала «Отечественные записки»: «Неорганизованное гражданское общество оборотная сторона всеорганизующего государства». Социальное пространство России до сих пор остается пространством вертикальных, а не горизонтальных связей. Границы социального пространства все еще задаются границами политическими, территориальными, как внешними, так и внутренними. Пространство общества организовано жесткой и мощной структурой, сращенной с государством; способность социального пространства к самоорганизации очень слаба.

«Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество же по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость государства и всемогущих политиков», считает З.Т. Голенкова. Государство по-прежнему остается наиболее приемлемой формой, решающей задачу поиска и сохранения идентичности, «скрепляющей» российское общество.

Таким образом, формированию гражданской идентичности в современной России препятствуют такие ее особенности, как отсутствие традиций гражданских объединений и взаимодоверия между социальными группами, доминирующая роль государства в определении векторов развития общества, отчуждение индивидов от сферы политики, нарушение баланса между полномочиями властей и правами личности, отсутствие механизма мирного разрешения социальных конфликтов.

Можно выделить принципиальное различие между механизмами «простраивания» государственной идентичности и движущими силами формирования гражданской идентичности. Государственная идентичность конструируется через такие «каналы» и благодаря таким «инструментам», как СМИ, государственная символика, государственный язык, территориальные границы (как внутренние, так и внешние), образовательная программа. Формирование государственной идентичности всегда несет в себе момент воздействия, манипуляции. Субъектами или «строителями» государственной идентичности выступают идеологи, политические партии и лидеры, которые обходятся достаточно простыми формулами идентичности.

Как отмечает Л.М. Дробижева, «государственная идентичность формируется политической волей лидера, политической элитой, политическими антрепренерами, посылающими идеи, интерпретирующие государственность, державность <...> намного сложнее с формированием гражданского самосознания, которое связано <...> с заменой исторически сложившихся представлений у громадного большинства населения, переориентацией его с патерналистских настроений на деятельностную самоорганизацию, солидаризацию вокруг ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих».

Очевидна прямая связь между формированием устойчивой гражданской идентичности и наличием реально действующих структур и институтов гражданского общества: «Гражданская идентичность как вид социальной идентичности возникает только в гражданском обществе, когда у человека появляется возможность самоопределения и самоорганизации в категориях общественных групп и движений, существующих относительно независимо от государственной власти», отмечает С.В. Рыжова. Для России, даже, несмотря на наличие таких формальных признаков гражданского общества, как функционирование неподконтрольных государству общественных организаций и провозглашение демократических свобод, формирование гражданской идентичности остается задачей, не имеющей, однако, искусственных решений.

Гражданскую идентичность можно определить как модель самоутверждения и самоорганизации общества, а не утверждения и организации общества государством. Государственная идентичность совпадает с гражданской только в том случае, когда самоуправляемое общество утверждает и защищает себя через политические институты. Государство как упорядоченная пространственно-временная структура в этом случае представляет собой способ самоорганизации общества. Ни интересы индивида, ни мотивы созидательной ответственной деятельности не могут быть заданы извне, искусственно сконструированы.

Нерегулируемость, но саморегуляция является качественной характеристикой процесса формирования гражданской идентичности. Согласимся здесь с утверждением западного исследователя Й. Зигерта, который полагает, что «создать гражданское общество вообще невозможно <.> оно должно созреть само, и это долгий процесс». При этом не существует никаких отлаженных механизмов для построения гражданского общества. Источник обновления социальной системы следует искать не вне общества. Изменения всегда зависят от конкретных людей, и развиваться должны, прежде всего, сами люди. Условия формирования гражданской идентичности создаются в процессе становления социальных связей в результате взаимодействия людей.

Одним из условий формирования устойчивых параметров гражданской идентичности, консолидирующей российское общество, может стать не противопоставление групповых ценностей остальному миру, не противостояние глобальным тенденциям, но выработка новых ориентиров и стандартов взаимодействия с другими обществами. Переход к мировому сообществу возможен через взаимопризнание культурных особенностей и согласование различий, через реальное сотрудничество общностей самого различного типа, через нахождение «единства в многообразии». Поиск идентичности представляет собой оборотную сторону процесса глобализации. Однако этот процесс не противоречит тенденциям глобализации, но является их естественным спутником.

Важным фактором формирования гражданской идентичности является также историческая память, которая не только обеспечивает преемственность поколений, но и актуализирует связь современников.

Условием разумного формирования гражданской идентичности может стать не противопоставление старого и нового, не отрицание прежних ориентаций, ориентация на однозначную смену идентичности, но солидарность неразобщенное и долгосрочное соучастие индивидов в социальном бытии, осознание целей и перспектив развития социума, возможность каждого реализоваться в настоящем, локализовать, обозначить и отстоять (институциональными способами) свои интересы.

Эффективная скоординированная деятельность, достижение общих целей невозможны без общих норм, стандартов деятельности и доверия. Социальное доверие связано с соблюдением каждым человеком рациональных и этически обоснованных правил, с верой в выполнимость и эффективность этих правил и ожиданием от других участников исполнения взаимных обязательств.

Несмотря на то, что гражданское общество формируется в поле напряженности, создаваемой разностью интересов различных социальных групп и институтов, среди условий преодоления раскола российской социальности (на государство и гражданское общество) следует особо выделить способность общества и власти достигать взаимоприемлемых компромиссов, консенсус государства и формирующегося гражданского общества, партнерство конкурирующих социальных групп, учет и координация множества интересов.

Важным фактором формирования гражданской идентичности является внутренний резерв личности, проявляющийся, прежде всего, в активном отношении к социальной реальности, в готовности к принятию поведенческой модели гражданина, формирование таких личностных черт, как автономность (экономическая, политическая, моральная, религиозная, творческая) и умение ей распорядиться, способность устанавливать социальные связи и отношения. Гражданин не обязательно разделяет политический курс государства или проявляет лояльное отношение к власти. Гражданина отличает перспективная индивидуальная ответственность на основе памяти о своих поступках и осознания возможных их последствий, уважение к многообразию индивидуального выбора, признание достоинства каждого человека, активное отношение человека к действительности, способность обозначить собственное отношения к явлениям социальной реальности, готовность принимать самостоятельные решения.

Подводя некоторые итоги, отметим, что формирование гражданской идентичности зависит и от формы интеграции российского общества в глобальную сообщество, что, конечно, невозможно без внутренней консолидации плюралистичного российского общества, и от потенциала, инициативы самого человека, определяющего свою социальную позицию как позицию гражданина.

Однако не стоит полагать, что совпадение всех условий с необходимостью приведет к некой победе в деле формирования гражданской идентичности. Задача формирования гражданской идентичности не может быть решена окончательно Формирование гражданской идентичности не единичный акт, но серия взаимосвязанных выборов личности. Гражданская идентичность не статичное образование, не набор неизменных характеристик, не некое достижение, но всегда проект. При этом наше видение того, какими мы будем и какими мы хотим быть, формируется в динамично изменяющемся пространстве социальных отношений, где качества гражданина проявляются в деятельности, гражданское общество, независимое от государства, не может функционировать вне связи с ним, вне взаимодействия граждан. Нельзя раз и навсегда обрести идентичность. Идентичность нужно поддерживать, актуализировать в различных формах социальной практики, иначе она утрачивается. Переход от исследования идентичности как некой «готовой» структуры (унаследованной или приобретенной) к анализу открытого в будущее процесса формирования идентичности, выявление движущих сил этого процесса является на сегодняшний день важной теоретической и практической задачей.

Секция 2 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Срибна Елена Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Ключевые слова: гражданская идентичность, начальная школа.

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Актуальность данной статьи обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности у учащихся младших классов, так как с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении младших школьников к гражданской идентичности, а с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

Формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;

Духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

Формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

Воспитание патриотизма;

Воспитание толерантного сознания.

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

В настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества, наконец. Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях своего народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Данное направление способствует формированию и развитию ребёнка. Вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира. Помогает развить любовь к своей Родине, к своему народу.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

- когнитивный - знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

- ценностно-ориентировочный - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- эмоционально-оценочный - рефлексивность знаний, наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

- поведенческий - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

    Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся. Формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

    Историческое воспитание . Знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).

    Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве страны, государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина, правах и обязанностях учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире, правовая компетентность.

    Патриотическое воспитание направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

    Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.

    Экологическое воспитание . Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему; во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы.

Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой своего края, интересными людьми, живущими там и сохраняющими наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание учитель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном итоге, формируют осознанное патриотическое чувство. В начальной школе политическое просвещение разнообразно: чтение рассказов о жизни детей в нашей стране и за рубежом, разучивание песен и стихов о мире, о дружбе народов всех стран, о сильных и мужественных людях и т. п.

Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях русского народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми. На уроках чтения педагогу следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности.

Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина: защита слабых, уважение к старшим, и т. д. Сказки выражали характер человека, они всегда поучительные, развивающие, познавательные и добрые.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

· дружба помогает победить зло;

· добрые и миролюбивые побеждают;

· зло наказуемо.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют нравственные качества: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «Человек без родины, что соловей без песни»; уважение к людям и добрососедство: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не буду»; готовность к защите Родины: «Родина мать, умей за неё постоять». Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Литература:

    Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста /С.А. Алиева.–М.: ВЛАДОС, 2001 –240 с.

    Боголюбова, Л.Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

    Воскресенская Н. В. Гражданское образование. – М.: АПК и ПРО, 2000. – 254 с.

    Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников.-2010. - № 3. – С. 23-35.

    Ильенков Э.В. С чего начинается личность? // Вопросы философии. - 1997. - № 4. – С. 25-32.

    Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С.6-10.

    Хеллер А. С. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. - С. 189-172.

Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Когда мы говорим о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации .

Российская нация в данном случае – не синоним русских как отдельного народа. Под российской нацией здесь понимается гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности .

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.

Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, общественных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности, с учетом ее структуры, подразумевает:

В отношении когнитивного компонента :

Создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

Формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

Чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

Уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:

Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;

Участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

Выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Показателем сформированности гражданской идентичности личности выступает также такое интегративное качество личности как социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.

В содержании системы воспитания гражданской идентичности учащихся можно выделить следующие направления реализации воспитательных задач:

1) духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;

2) историческое воспитание – знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);

3) политико-правовое воспитание – направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;

4) патриотическое воспитание – направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;

5) трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;

6) экологическое воспитание . Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание .

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. В рамках указанной программы патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов». Государственная политика направлена на формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы.

Значимость патриотизма определяется тем, что он является основой объединения и гармонизации современного российского общества, сохранения его культурного своеобразия в условиях многообразия поликультурного общества и глобализации. Углубление процессов глобализации объективно требует от государства заботы о сохранении своей цивилизационной идентичности, что актуализирует значение патриотических ценностей и установок в культуре.

Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.

Формирование патриотизма выступает как акт духовного творческого самоопределения личности посредством проникновения в духовную жизнь своего народа и отождествления с ней в условиях личной свободы (автономии). Это означает необходимость принять русский язык, российскую историю, российское государство, российское историческое миросозерцание как свои собственные, пережить тождественность. Однако процесс самоотождествления переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни воспитатели не могут обязать, принудить, предписать любовь ребенку к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысление своего отношения к Отечеству, которое, будучи универсальной ценностью, индивидуально в своих конкретных проявлениях.

Задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, реализуются как при изучении предметов, преимущественно социально-гуманитарной направленности , так и во внеклассной работе (общественные музеи, организация деятельности военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических клубов, поисковые мероприятия, походы, всероссийские военно-спортивные соревнования).

Формирование гражданской идентичности в качестве необходимого условия требует дифференциации патриотизма и национализма . Патриотизм является проявлением гуманизма и общечеловеческой идентичности, так как он в отличие от национализма, предполагает толерантность к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как согражданства, смыслы патриотизма и национализма совпадают. Если понятие «нация» интерпретируется как принадлежность к этнической группе, то национализм в этом понимании приближается к патриотизму (по механизмам формирования), или существенно отличается по уровню и характеру обособления.

Поскольку гражданская идентичность является лишь одним из видов социальной идентичности индивида, неизбежно возникает вопрос об иерархии разных видов идентичности, их соотношении и балансе между собой . Что для человека более значимо, первично – осознание этнической идентичности, когда он считает себя, прежде всего, русским, татарином, чеченцем, якутом, и лишь во вторую или в третью очередь осознает себя как гражданина единой России? Религиозная идентификация? Политическая? Или же общегражданская? От того, как решается данная дилемма в сознании каждого человека во многом зависят сценарии его социального поведения в разных ситуация х.

Этот вопрос иерархии идентичностей имеет самое непосредственное значение для педагога и системы образования в целом. От того, какой способ его решения мы признаём социально желательным, зависит то, каким образом будет строиться содержание обучение и воспитания. Если акцентировать внимание только на формировании национальной идентичности, без соотнесения ее с общегражданской, мы рискуем создать благодатную почву для восприимчивости молодых людей к идеям национализма и ксенофобии, в том числе - в агрессивных их проявлениях. Риск усиливается, если эта тенденция сочетается с абсолютизацией военно-патриотического воспитания, подменяющего собой все многообразие проявлений патриотизма (Не секрет, что некоторые военно-патриотические клубы фактически исходят в работе с детьми и молодежью из идей русского национализма).

Наиболее приемлемым с социальной точки зрения представляется такой подход, при котором воспитание российской гражданской идентичности воспринимается как приоритетное, однако одновременно признается ценность и важность поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся .

Другой аспект этой проблемы связан с соотношением между российской идентичностью как осознанием принадлежности к государству и признанием общечеловеческих ценностей . В этой связи, видимо, следует стремиться к тому, чтобы дети могли соотносить взгляд на те или иные социальные факты с позиций национально-государственных интересов и с позиций общечеловеческой морали. Проще говоря, нельзя оправдывать соображениями национальных интересов любые действия, совершаемые твоей страной или ее представителями.

Ценностные ориентиры образования как социальной деятельности, обеспечивающей гармоничное единство общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности должны быть отражены:

в совокупности программ по формированию гражданской идентичности , направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.);

совокупности программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т. п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение , национальная история, национальная литература и т.д .);

совокупности программ по формированию общечеловеческой идентичности , направленных на приобщение к наследию мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п .).

Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (в т.ч. – деятельности внешкольной). Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе.

Психолого-педагогической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе школы является системно-деятельностный подход .

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г., как объединяющее системный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностный (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях .

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности , на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности». Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Системный подход - это общенаучный подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений и ценостей, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Главный фактор развития в рамках школы - учебная деятельность. Становление учебной деятельности неразрывно связано со становлением духовного развития личности. По словам А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом». Этот процесс включает в себя и такие составляющие, как формирование социальной идентичности, патриотизма, гражданского сознания.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей , чтобы они сами додумались до решения проблемы урока, сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска . Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения . Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально орган изованной деятельности - идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов .

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает систему норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Функция учителя в рамках системно-деятельностного подхода заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса : подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом у ровне.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. (Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность?). В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также система действий , в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным , т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важной является мыследеятельность как метадеятельность . Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской ). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию научной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием . Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания.

Для развития гражданских качеств необходимо обеспечить формирование продуктивного, дивергентного, критического мышления , влияющего на устойчивость гражданской позиции. Наиболее эффективными средствами решения этой проблемы являются продуктивные, творческие задачи, которые можно использовать как во время урока, так и при организации внеклассной работы. В этой связи учебные задания, построенные на репродуктивном принципе, видятся малоэфэективными. Простое воспроизведение полученных сведений не приводит к формированию критического мышления, следовательно, важно организовать познавательную деятельность школьника с опорой на такой тип учебных заданий, которые предполагают познавательную активность ученика, умение творчески, в нестандартных ситуациях получать и использовать полученные знания для решения конкретных продуктивных задач. Например, вместо задания пересказать текст из учебника лучше предложить учащимся составить рассказ об историческом событии от имени его участника или очевидца, описать спор или беседу участников исторических событий и т.д.

Прекрасной возможностью для развития продуктивного мышления в рамках деятельностного подхода являются интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?», которые можно организовывать в качестве внеурочной работы. Эта игра, которую многие знают по телевизионной версии, требует умения согласовывать свои действия в малой группе, привлекать для решения продуктивных задач широкий спектр знаний из самых разных областей. Вопросы игры «Что? Где? Когда?» имеют принципиальное отличие от викторин, где все строится на конкретных знаниях и требует однозначного прямого ответа. В этой игре вопросы представляют собой логические загадки, часто основанные на общеизвестных фактах, но требующие определенных мыслительных действий, цепочки умозаключений, то есть они носят продуктивный характер. Для игры в «Что? Где? Когда?» полезно обладать широким кругозором и энциклопедическими знаниями, но гораздо важнее уметь этими знаниями оперировать: сопоставлять, выделять главное, обобщать, выявлять причинно-следственные связи между событиями и явлениями. В команде необходимы игроки с развитыми аналитическими качествами, ведь одним из самых важных моментов обсуждения является выбор правильной версии, отсечение неверных вариантов. В каждом вопросе существуют так называемые «метки» или «отсечки», которые сужают выбор вариантов до единственного верного, но их нужно уметь распознать в тексте и сопоставить с теми версиями, которые появляются на столе в момент обсуждения. Игрокам необходимы навыки коллективной мыслительной деятельности, работы в группе. В целом, методика игры представляет собой классический «мозговой штурм», который широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активации.

В том числе и относительно самоопределения и идентификации. Личность формируется в биологической оболочке под воздействием социума и проблем общества. От того, насколько каждый оценивает свое влияние на жизнь народа и государства, зависит устойчивость общественного строя державы. Формирование гражданской идентичности является достаточно проблематичным моментом стадии подросткового развития. Молодые люди не могут в полной мере оценить свою роль и свое мнение в жизни страны. Во многом это обусловлено банальным недостатком информации или способов её подачи. В этом материале рассказывается о том, что представляет собой национальная гражданская идентичность.

Общие сведения о понятии гражданской идентичности

Формирование гражданской идентичности является неотъемлемой частью организации управления державой, обеспечения национальной безопасности и обороны. Если народ может идентифицировать себя, то такая страна по праву может считаться демократической.

Исторически так сложилось, что введение в оборот понятия «гражданство» и понимание его жителями является объединяющим фактором. Считается, что это помогает устранить раскол в обществе, сплачивает различные сословия, слои и группы населения. Это вызывает единение всех людей, что, конечно, привносит свой вклад в стабилизацию. Независимо от того, кто кем является и сколько имеет денег, все становятся равными. Это позволяет выработать единую нормативно-правовую базу и аппарат по защите интересов граждан. Правительство той страны, где заложены основы гражданской идентичности, может формировать политический строй.

Гражданское образование школьников различных возрастов

Гражданская идентичность младших школьников и их старших товарищей сейчас становится темой обсуждения в педагогических, психологических и научных кругах. Ведь осознавать себя личностью человек должен с самого юного возраста.

Гражданское воспитание подразумевает собой следующие моменты:

  • воздействие на психику ребенка;
  • подача знаний определенного рода;
  • привитие чувства любви и уважения к Родине;
  • пробуждение интереса к истории страны и своих предков;
  • закладывание основ правоведения;
  • формирование понятия ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства;
  • формирование активной гражданской позиции.

Заложенные знания

В конечном итоге подразумевается, что формирование гражданской идентичности школьника должно заложить в нем определенные основы. Он должен владеть информацией о своих правах и обязанностях, государственном устройстве и возможности выбора.

Ребенок, поддающийся воздействию со стороны родителей, детского сада и школы, должен иметь представление о ценностях, уважать права и выбор других людей, быть толерантным. В процессе развития у детей должно формироваться критическое мышление, способность адекватного восприятия политической ситуации. У человека должно присутствовать желание высказывать свое мнение или негодование, он должен хотеть участвовать в общественно-политической жизни. Воспитание гражданской идентичности заключается во взращивании поколения, живущего в соответствии с демократическими ценностями.

Определение понятия гражданской идентичности

Существует множество толкований понятия гражданской идентичности. И действительно, оно может характеризовать совершенно не похожие вещи и носит различный смысл. Но в первую очередь гражданская идентичность - это самоопределение человеком своей принадлежности к той или иной группе. Он должен четко осознавать факт выбора.

В каждом государстве этому понятию присваивается разное значение. Гражданская идентичность - это ощущение личностью себя как составляющей части, элемента организованной силы. И именно она должна защитить его от любых отрицательных проявлений социума.

Двойственность определения термина

Понятие гражданской идентичности может характеризоваться с двух позиций. Первая гласит, что данное определение выражает принадлежность человека к определенному народу того или иного государства. Вторая позиция, в противовес предыдущей, утверждает, что приобщение идет не к конкретному обществу, а к совокупности людей в целом. Эта теория подтверждает то, что цивилизованный человек считает себя коллективным субъектом.

Действительно, первая позиция отождествляет два определения и говорит о том, что гражданская идентичность - это и есть гражданство. Но мало быть частью страны по паспорту, важно само отношение к государству и ощущение себя его частью. Базой комплексного мнения должно быть понимание возможности свободного выбора и самоидентификации. У народа, в котором есть основы гражданской культуры личности, с помощью сферы образования закладываются определенные качества, такие как патриотизм, нравственность и толерантность.

Факторы формирования гражданской идентичности

Существование определенных аспектов влияет на формирование общественного сознания. Для того чтобы каждый житель страны мог идентифицировать свою гражданскую позицию, должен присутствовать ряд факторов:

  • единая история;
  • общие культурные ценности;
  • отсутствие языковых барьеров;
  • объединяющие эмоциональные состояния;
  • подача информации институтами социализации;

История возникновения теории воспитания гражданина

Гражданская идентичность - это то, что волновало людей еще в глубокой древности. Как направление в сфере образования оно сформировалось достаточно давно, так что проблематика изучалась не только современными мыслителями. Проанализировав мнения историков и философов, можно сделать вывод, что основы самоопределения в этом отношении закладывались еще в древней цивилизации. На протяжении того, как развивалась восприятие данного понятия в социуме, так и само оно становилось более образованным и осведомленным в этом плане. Это дает право утверждать, что характер общественных отношений определяется степенью внедрения философии гражданского образования.

Формирование гражданской идентичности обучающихся являлось важным звеном образования в Древней Греции. Именно выходцы из этих земель оставили после себя величайшие труды и богатейшее наследие философской мысли в отношении науки и педагогики. Например, Платон своими трудами выражает важность для общества и гражданского самоопределения образования. Об этом свидетельствуют наименования его многочисленных работ, посвященных воспитанию.

Последователь Платона Аристотель считал неотъемлемой частью успешного управления страной взращивание достойного поколения с правильными мыслями и идеями. По его мнению, воспитание молодых людей является залогом сохранения государственного строя. Он говорил о том, что воздействовать на сознание детей нужно начинать в возрасте семи лет. Аристотель утверждал, что уровень развития и осведомленности должен достигать такой степени, чтобы человек был способен руководить над собственным государством.

Философия Средних веков

Среди просветителей восемнадцатого столетия считалось, что формирование национальной гражданской идентичности невозможно без достаточного уровня образованности. Для стабильности в обществе необходимым был определенный процент таких людей. Такого мнения придерживались величайшие умы своего времени - Руссо, Дидро, Песталоцци, Гельвеций. В лице русского научного сообщества к такой идее склонялся К. Д. Ушинский.

Все эти люди утверждали, что социум может в полной мере ощутить свою силу и развить навыки лишь в том случае, если каждый будет пользоваться правом на образование. Возможность получить образование и должно предоставить государство, ведь это находится в поле интересов страны.

Достижения девятнадцатого столетия

Новое понимание гражданской идентичности внесли мыслители девятнадцатого века. По их мнению, несправедливость разделения общества на классы и сословия мешает единению народа и устойчивому пониманию прав личности. Так утверждали и на Западе в своих утопических системах Оуэн, Фурье, Маркс и Энгельс. Русские демократы, представителями которых являлись Чернышевский, Белинский и Добролюбов, лишь поддерживали эту мысль.

Единой линией пронизаны все их теоретические разработки. Согласно им, неважными являются имущественное состояние, знания и почести в процессе общественного производства. Все люди в этом смысле равны между собой.

Идея американского философа Дьюи

Идея этого американского философа несколько освежила понятия гражданской идентификации. Она является новейшим направлением в сфере данного образования. По его работам можно сделать вывод о том, что основная мысль заключается в формировании демократического общества. Человеку не должно быть навязано мнение со стороны.

Дьюи пропагандировал идею развития личности. Он утверждал, что предоставление возможности самовыражения является гораздо более действенным методом, чем давление извне. То есть расти над собой нужно, опираясь не на высказывания и тексты хоть и мудрых, но чужих людей, а лишь на свой опыт. Таким образом, определить свою позицию можно лишь путем проб и ошибок.

Дьюи говорил о том, что в детях нужно развивать не отдельные способности и навыки, а разрешать им достигать пусть и маленьких, но значащих для них целей. Школа должна подготовить ребенка ко взрослой жизни не только умственно, но и морально. Он должен быть закаленным, сформированным и самостоятельным. То есть обучать юных граждан необходимо не по статичному материалу, написанному в учебниках, а пытаться модернизировать его под текущий период времени и идти в ногу с постоянно развивающимся миром.

Современная российская гражданская идентичность во многом обусловлена именно периодом СССР. Этому вопросу уделяли особое внимание эталоны педагогической науки, такие как Сухомлинский, Макаренко, Блонский, Шацкий и Пинкевич. Все их труды описывают методы воспитания, организации коллективной деятельности. Но этих людей, как и их работы, объединяет всеобщий призыв к формированию в детях чувства любви и уважения к Родине, семье, истории предков и всем людям.

Через различные виды искусства до ребенка должны быть донесены основы человечности и гражданственности. Нравственно-моральные ценности, по мнению этих знаменитых педагогов, прививаются людям в достаточно юном возрасте. Вся жизнь человека и его отношение к миру и окружающим зависят от того, насколько в детстве он усвоил такие понятия, как добро и зло.

Современное видение

На данный момент проблематика вопроса гражданской идентичности является предметом работ многих философов, психологов и педагогов, таких как Соколов и Ямбург. Большая часть специалистов придерживается мнения о том, что система воспитания этого понятия в современных детях никуда не годится. Ребенок не должен быть "пустым сосудом", который наполняют по своему усмотрению взрослые. Он должен сам принимать активное участие в учебном процессе. Таким образом у него вырабатывается свое видение и понимание происходящего.

Взаимоотношения между учеником и учителем должны быть гуманными, они должны чувствовать себя на равных правах. Только когда ребенок сам будет полностью увлечен и заинтересован в собственном развитии и самопознании, в образовании появится смысл. Если дети управляют учением со своих позиций, то это станет основой нравственному становлению. Одним из аспектов современного воспитания является и взращивание ответственного гражданина с юных лет.

Читайте также: