План-конспект урока: «Семья и быт» (10 класс). Семья и быт — Гипермаркет знаний Как взаимосвязаны семья и быт

В науке о семье существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Среди семьеобразующих признаков выделяются прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи. Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, звучит так: семья – отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понятие семьи предполагает се пространственную локализацию – жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства. Однако в реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения: например, отделение взрослых детей от родительской семьи; распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода; семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством, и т.д. Семьи с триединством названных отношений считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа – это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак – общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом, – внебрачная семья .

В строгом смысле слова семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальнодемографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология – социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляет историю семьи (напомним, что семья подразумевает реальные отношения между супругами, родителями и детьми). В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения. Это обстоятельство имеет самое простое объяснение – необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

В научной литературе о семье не имеется обоснованных сведений происхождения слова "семья". Этимологический метод раскрытия известных всем понятий может принести много уточняющих сведений, касающихся истории семьи. В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников . В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово "семья" – древнерусского происхождения, обозначающее "челядь", "домочадцы". В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова "семья" с древнерусскими понятиями "семя" – "потомство и "семьиться" – "сходиться", "скопляться" .

Прямым свидетельством тесной связи семейных отношений с обществом является институт брака. Брак – это общественная санкция, определяющая социальный механизм организации отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брак – законный союз мужа и жены, супружество .

По определению В. И. Даля, супружество – это сопряженные браком муж и жена . Многие задаются вопросом, почему слово "брак", означающий супружество, буквально совпадает с понятием, характеризующим недоброкачественный продукт, не соответствующий стандартам. Немецкое слово "брак" – изъян – является омонимом тождественного по звучанию, по отличного от него по смыслу слова "брак", означающего супружество.

Слово "брак" у древних восточных славян означало "празднество", "женитьба", "свадьба". Исходной формой является восточнославянское borkъ – "брать", "браться", "вступать в брак" .

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения включают в себя половые, по никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось понятие "гражданский брак", подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т.е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья – базовое условие существования общества, поэтому существует фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро- и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт – объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально- политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу. Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н. А. Бердяеву: "Семья родилась из необходимости, а не из свободы" .

Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Там же. Т. 1. С. 122.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 362.
  • Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 362.
  • Бердяев Η. Л. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. С. 86.
  • Павленок П. Д. Социология. М., 2002. С. 731.
  • Цели урока:

    1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.

    2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

    3. Продолжить формирование умений работать с первоисточником, формирование навыков работы с компьютером (представление собственных презентаций)

    Задачи для учащихся:

    1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

    2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.

    Оборудование урока: мультимедийная установка, раздаточный материал с извлечением из Семейного кодекса РФ, тесты

    Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Изучение новой темы по плану:

    1. Семья и её функции.

    2. .Брак и развод. .3Семья в современном обществе

    4.Бытовые отношения

    I Семья и её функции.

    На доске записан список наук, занимающихся изучением семьи: ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ , ДЕМОГРАФИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИОЛОГИЯ.

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

    Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

    В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

    Обращение к историческому материалу – сообщение по теме: «Эволюция форм семьи» Слушая сообщение, запишите в тетрадь названия форм семьи на различных этапах исторического развития (

    (премискуитет (40-50 тыс лет назад,), кровнородственная семья, Семья пуналуа, парная семья, моногамная семья.

    Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. Нуклеарная семья ((от лат. Nucleus –ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей (или одного родителя с детьми).

    Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

    Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

    Вступление в брак

    2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

    3. Рождение последнего ребёнка

    4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

    5. Смерть дного из супругов

    Образование семьи

    Прекращение существования семьи

    По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные

    Определим, какие функции выполняет семья. Самостоятельная работа со статьёй учебника «Функции семьи» (стр № 000-198). Прочитать статью и заполнить таблицу.

    Наименование функции

    Сущность функции

    Репродуктивная

    Биологическое воспроизводство населения -

    Воспитательная

    Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)

    Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

    Экономическая

    Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

    Эмоциональная

    Оказание психологической поддержки членам семьи

    Социально-статусная

    Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

    Первичного социального контроля

    Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

    Духовная (духовно-нравственная)

    Развитие личности каждого члена семьи

    Досуговая

    Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

    Функции семьи подразделяются на специфические и неспецифические.

    II Брак и развод.

    Учитель: Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 000 учебника Обществознание под редакцией определение - брак. (можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

    В настоящее время различают три вида брака

    Наименование видов

    Характеристика брака

    Юридический брак

    Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

    Гражданский брак

    Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

    Церковный брак

    Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

    Работа с источником: извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака (статьи №:10-14,)

    Задание 1 Определите позитивные условия
    вступления в брак.

    Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

    Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей..

    Презентация: «Права и обязанности родителей»

    Попробуем применить знания, полученные из презентаций при решении задач:

    Задача № 1 : Гражданин Д. обратился в суд с иском, об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом училище, материально обеспечена. Он же на своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного возраста, а заработок в месяц составляет в среднем 5000 рублей. Основательны ли требования Д.?

    (Предполагаемый ответ: Требования гражданина Д. неосновательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Дочь же истца Д. – учащаяся ПТУ, и не находится на полном государственном обеспечении.)

    Задача № 2 :. Гражданин Р. уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к уголовной ответственности . Когда дети выросли, а Р. стал престарелым. То обратился в суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе ли суд отказать ему в заявлении.

    (Предполагаемый ответ: Вправе. Согласно Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. В данном случае Р. привлекался даже к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Родителям, лишенным родительских прав, суд обязан отказать в иске о взыскании алиментов с детей.)

    И в первой и во второй задаче речь шла о разводе. Как вы думаете, почему люди разводятся?

    Презентация: «Развод и его последствия »

    III. Семья в современном обществе: В современном обществе семья переживает качественные изменения. В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.

    В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи как и муж. Она идёт работать на производство, добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной деятельности. Женщина-руководитель, женщина-депутат.

    Равноправие женщин и мужчин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются совместно или по очереди. а также женщина в семье берёт на себя функции распоряжения финансами семьи.

    В России 19 – начала 20 веков распространены были 3-х поколенные семьи, где жили дети, их родители и родители родителей. Сегодня таких семей мало. Взрослые дети, создавая собственные семьи, предпочитают жить и вести хозяйство отдельно о т родителей.

    В многопоколенной семье старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей. , например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. По-этому в семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из причин, что семьи были многодетными.

    Отделившиеся современные семьи, имеют 2-х или одного ребёнка. (Идёт снижение рождаемости.) Получается так, что из-за стремления современных людей к карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени, а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением родителей и детей.

    На современном этапе развития общества идёт стремительный процесс разделения института брака и семьи. Если раньше гражданский брак осуждался общественным мнением, то сегодня таких браков много, и как правило многие из них не являются прочными. Статистические данные свидетельствуют о росте разводов и повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

    Почему же так сильно изменилась семья? Одни учёные считают, что связано это с модернизацией общества, а негативные проявления семейных изменений рассматривают как следствие незавершившегося затянувшегося процесса перехода от традиционной семьи к современной семье.

    Другие учёные рассматривают семейные изменения как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами рыночной цивилизации. Этот кризис сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, как союза родителей и детей, как союза супругов.

    Сходными взглядами и той и другой группы учёных является мнение о необходимости государственной политики, которая должна быть направлена на преодоление кризиса семьи, возрождение и укрепление семьи как социального института.

    Презентация «Семейная политика в Российской Федерации»

    IV. Бытовые отношения

    Работа со словарем. Что такое БЫТ?

    БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

    Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

    Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена, старшая дочь).

    Диалог после ужина:

    - Муж (отец)Спасибо за вкусный ужин.

    - Дочь мне тоже очень понравилось

    - Жена (мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?

    - Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.

    - Дочь Я тоже занята. Потому, что мне надо приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

    Мать Посуду мыть мне.?

    Отец Ты жена и мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?

    Доч ь Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

    Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.

    Отец Бездельников среди нас нет. Кристина учится в школе, я и работаем на производстве,

    Задания и вопросы: 1. Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел.) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой.)

    3. Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? (приготовление обеда или ужина, уборка квартиры , наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.

    4. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .(А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

    Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве. Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

    5. Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей? (современная бытовая техника , пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье , химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

    Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров : театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

    Обратить внимание! бытовые отношения подразумевают бытовое общение и совместные дела соседей, молодых людей, людей пожилого возраста, живущих в одном доме, подъезде.

    Введём ёщё одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.

    КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства.

    (Просмотр фотографий, на которых дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.

    Просмотр Фотографий из газеты, где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

    Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

    Закрепление:

    ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

    I вариант

    1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию 1) социально-статусную 3)воспитательную 2) рекреационную 4) репродуктивную

    2 Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак? А) наличие жилплощади В) Согласие родителей Б) Среднее или высшее образование Г) Достижение брачного возраста

    3 Укажите, что является основным источником семейного права . А) Конвенция о правах ребёнка В) Кодекс о браке и семье РФ

    Б)Семейный кодекс РФ Г)Уложение о семейных отношениях РФ

    4 Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

    5. Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

    1) Они совместно владеют квартирой

    2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

    3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

    II вариант

    1.. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной)семьи?

    А) Женщина экономически зависит от мужчины

    Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.

    2. . Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

    А) досуговая В) социально-статусная

    Б)репродуктивная г) экономическая

    3 Семья в отличии от других малых групп характеризуется

    1) Высокой политической активностью

    2) Общностью быта

    3) Общими увлечениями

    4) Профессиональным роста

    4. Верны ли следующие суждения о семье?

    А) Семья – это малая группа

    Б) Семья – это социальный институт

    1) верно только А 2) верно только Б

    3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    5.Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется:

    А) совместным проживанием как минимум трех поколений

    Б) справедливым распределением домашних обязанностей

    В) экономической зависимостью женщины от мужчины

    Г) главенствующей ролью мужчины в доме.

    Запись домашнего задания: параграф № 18. (составить словарь терминов по теме)

    Семья и быт 1. Семья как социальный институт Семья как социальный институт - деятельность семьи направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей. Семья как социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью. Функции семьи Наименование функцииЕе сущностьРепродуктивнаяБиологическое воспроизведение населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровнеСоциализирующаяФормирование индивида как личностиХозяйственно-бытоваяВедение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьиЭкономическаяМатериальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьиСоциально-статуснаяПредоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами - национальностью, религией и др.), воспроизводство социальной структуры обществаЭмоциональнаяОказание психологической поддержки членами семьиЗащитнаяФизическая, экономическая, психологическая защита членов семьиДуховно-нравственнаяРазвитие личности каждого члена семьиДосуговаяОрганизация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи 2. Семья в современном обществе Классификация семьи Основание для классификацииТип семьиКоличество детейМногодетнаяМалодетнаяБездетнаяХарактер распределения домашних обязанностейТрадиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.Коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очередиРодственная структураНуклеарная (от лат. nucleus - ядро) - супружеская пара с детьмиРасширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с нимиПолигамная - жена с мужьями или муж с женамиХарактер воспитанияАвторитарная - основывается на авторитете родителейЛиберальная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычекДемократическая - характеризуется постепенным формированием у ребенка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей. Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" использовал ставшее впоследствии всемирно знаменитым выражение: "Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастная по-своему". Именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. Виды брака Наименование вида бракаЕго сущностьЮридическийДобровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом; целью такого союза является создание семьи, что предполагает взаимные личные и имущественные права и обязанности супруговГражданскийДлительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, при этом они ведут совместное хозяйство и воспитывают своих детейЦерковныйБрак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.) Для справки: Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. 1) Увеличивается возраст вступающих в брак. 2) Распадается каждый второй брак. 3) 70% разводов приходится на молодые семьи. 4) Каждый третий ребёнок рождается вне брака. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой ребёнок. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имею родителей. Остальные являются социальными сиротами, т.е. имеют живых кровных родителей. 5) Одна из важнейших причин социального сиротства - рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8 % от уровня 1990 г. Коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, в России появились так называемые "новые бедные" - полные семьи с работающими родителями и 1 - 2 детьми; они составляют половину бедных семей. Тенденции развития современной семьи 1. Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга 2. Изменение положения женщины в семьи, обусловленное ростом ее авторитета в обществе 3. Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей 4. Развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка 5. Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи 6. Преобладание нуклеарной семьи 7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов и рожденных в них детей 8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей. Д/з: 1. Задание 2 страница 207 учебника

    Семья является одним из самых древних форм социальных объединений. История семьи как социального института насчитывает более 4 тысячелетия.

    Семья как социальный институт

    Семья является первой ступенькой социального взаимодействия, именно из-за этого семью часто называют ячейкой общества. Как и другие социальные институты (например, государство), семья подчиняется социальным законам общества.

    Исходя из истории развития института семьи, мы видим, что ни одно общество не могло обойтись без этой социальной группы.

    Более того, семья является на данный момент единственным социальным институтом, который обеспечивает воспитание и подготовку к социализации нового поколения.

    Семья и быт, бытовые отношения

    Между членами семьи в процессе ежедневной жизни складываются бытовые отношения. Бытовые отношения представляют собой систему непроизводственных связей, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей (необходимость жилья, пищи и одежды).

    Бытовые отношения в семье следует воспринимать в двух аспектах – в зависимости от времени, которое каждый член семьи тратит на совместный быт, а также в зависимости от того, каким образом обязанности разделены между супругами и детьми.

    Одна из самых важных нравственных основ благоприятной жизни семьи – взаимная помощь в ведении хозяйства. Во многих семьях, к помощи в бытовых вопросах активно приобщаются дети.

    Согласно статистическим данным, в решении семейных бытовых вопросов задействованы исключительно женщины.

    Согласие в бытовых отношениях – не менее важная составляющая счастливой семьи, нежели взаимопонимания между супругами и духовная близость. Причиной подавляющего большинства разводов являются разногласия супругов в бытовых отношениях.

    Семья в современном обществе

    Огромное влияние на жизнь семьи оказывает общественность. В разные исторические времена институт семьи переживал разные качественные трансформации.

    В современном обществе семья также переживает некоторые изменения. Главным образом они связаны с такими процессами как урбанизация и индустриализация. Немаловажное значение в жизни современной семьи имеет и наступление информационной эпохи: все новшества, которые приходят в общество отражаются на традициях и характере внутрисемейного взаимодействия.

    В последнее время мы также можем наблюдать кардинальное изменения в социальных ролях членов семьи.

    Так, если в начале 20 века семейным бюджетом распоряжались только мужчины, то в наши дни, бюджет семьи находится преимущественно под женским контролем, что говорит о постепенной трансформации традиционной патриархальной модели семьи.

    Данный урок относится к разделу «Основные сферы общественной жизни» и занимает пограничное положение между главами «Социальная сфера» и «Политическая сфера». Тема данного урока является актуальной, так как важно показать важность семьи в жизни человека. Специфика его заключается в том, что учащиеся должны осознать решающее значение семьи в процессе духовно-нравственного становления личности. Иметь представление о том, что без семьи прожить невозможно, помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

    Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на той стадии самопознания, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в обществе.

    Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

    Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

    Использовались инновационные образовательные технологии:

    Технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные методы обучения: психологическая игра, метод рефлексии

    Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения. Этого удалось добиться через психологическую игру и демонстрацию фото – презентации, видеоролики.

    Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока.

    Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

    Тип урока: комбинированный, урок - дискуссия

    Цель урока:

    • формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге, об обязанностях, о нравственном воспитании;
    • показать важность семьи в жизни человека;
    • формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
    • Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.

    Методы урока: словесные, письменные, наглядные

    Оборудование:

    • выставка фотографий учащихся 10 класса на тему «Моя семья»,
    • видеоролики,
    • презентация «Петр и Февронья»,
    • иллюстрации,
    • буклет на тему «Семья и быт»

    Ход урока.

    Здравствуйте, я рада видеть Вас! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!

    Я рада приветствовать вас, самые красивые и умные дети на свете! Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!


    Сегодня мы проведем с вами урок обществознания по теме «Семья и быт».

    Перед нами выставка фотографий семей учащихся 10 класса. Посмотрите, здесь и радость, и горе, печаль и удача. Есть все, но все ли семьи можно назвать счастливыми?

    Я бы хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой

    Лев Толстой

    На прошлом уроке мы с вами разбирали вопрос, что такое социальный институт семьи. Давайте вспомним, что это такое.

    Семья как социальный институт.

    (Индивидуальная работа)

    Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

    Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

    С институтом семьи тесно связан другой социальный институт- институт брака.

    Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

    Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

    А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

    Функции семьи.

    (Индивидуальная работа)

    Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

    Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

    Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

    Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

    Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

    А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик (гимн семье ) 1 мин. 37 сек

    В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

    На этот вопрос нам подготовили ответ уч-ся Кожемяко Анна и Карпикова Наталья

    Стихотворение наизусть

    Жизнь во все времена похожа:
    Те же требы у каждого века,
    То же горе и счастье то же,
    Искушенье у человека.
    Чтобы тьма не закрыла солнце,
    Чтоб не множилось беззаконие
    За нас с вами усердно молятся
    Петр и Феврония.

    На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

    Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

    И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

    Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

    После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

    Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

    Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

    к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

    Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

    Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

    А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

    Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

    Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

    Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

    С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

    Презентация Петр и Февронья

    (Зажечь свечи, когда в презентации прозвучат слова про свечи)

    Что же представляет семья в современном обществе нам расскажет первая группа.

    Семья в современном обществе.

    (Работа в группе)

    На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

    Какие проблемы есть у современной семьи?

    Какие проблемы испытывает современная семья?

    Перечислить?

    • Насилие в семье
    • Проблема жилья
    • Материальные проблемы
    • Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
    • Высокая смертность населения
    • Плохая экология
    • Нехватка рабочих мест, низкая з/п
    • Алкоголизм в семье
    • Проблема нравственного воспитания

    Дискуссия

    Ромашка Пути решения проблем семьи

    По одному выходят к доске и приклеивают лепесток ромашки.

    Также у нас работала творческая группа, которая подготовила буклет к уроку по теме «Семья и быт» Голенков Д. и Карпикова Н.

    А теперь работает вторая группа.

    Бытовые отношения.

    (Работа в группе)

    А теперь послушаем стихи о семье. (Склянный Е., Щуров А., Шемякова Л.)

    Дом, в котором мы живем.

    (Работа в группе)

    стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:

    Ребенок учится тому,

    Что видит у себя в дому,

    Родители пример ему.

    Кто при жене и детях груб.

    Кому язык распутства люб,

    Пусть помнит, что с лихвой получит

    От них все то, чему их учит...

    Стихотворение Молчанова Д.

    Заключение. Закрепление.

    Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

    • Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?
    • Какие выводы вы сделали для себя?

    Ладошки: синквейн + 5 пожеланий, чтобы семьи жили счастливо.

    Написать синквейн на тему «семья».

    «Семья»
    Крепкая, дружная.
    Помогают, заботятся, любят.
    В семье лад – не нужен и клад.
    Счастье.

    Вернемся к нашей цитате.

    «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Лев Толстой

    Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

    « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

    Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

    Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

    Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

    Улыбнитесь все, потому что я попрошу Вас открыть дневники. Поставьте себе оценку за урок. Я распишусь. Запишите домашнее задание. Спасибо за работу!

    Домашнее задание : Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?

    И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва или продолжение гимна семье.

    Дома

    На улице дождь непрерывный,
    А дома тепло и светло.
    И можно на бурые ливни
    Спокойно смотреть сквозь стекло.

    Тут можно укрыться от зноя,
    Спастись от морозного дня.
    В хорошее место родное -
    Домой так и тянет меня.

    Агния Барто

    Любили тебя без особых причин.
    За то, что ты - внук,
    За то, что ты - сын,
    За то, что - малыш,
    За то, что растешь,
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей"

    В.Бересов

    Семья – это счастье, любовь и удача…
    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!

    Лада Глыбина , статья "Мамашин кураж. Жестокость по отношению к детям превратилась в обыденное явление. По мнению психологов, домашний садизм вернется к обществу новым насилием. Мы теряем поколение...". Опубл. на сайте "Учительская газета", N45 от 30.10.2000. http://www.ug.ru/t32.htm

    "...Пытаясь хоть как-то согреться, Димка сворачивался в клубок на грязном одеяле у мусоропровода и старался поскорее заснуть. Сегодня повезло: соседка, решившая поздним вечером выкинуть мусор, наткнулась на него в потемках и вынесла поесть. А потом бросила в сердцах:
    - Ну чего ты здесь околачиваешься? Только сердце людям надрываешь! - И пригрозила кулаком в сторону соседней двери. - Ох, Галка, накажет тебя Бог. Где это видано, родное дитя из дома прогнать!

    Жестко спится на цементном полу, когда знаешь, что совсем рядом,за бетонной стенкой, стоит твоя кровать. Утром он специально дожидался, когда мать выйдет из квартиры. Ничего не просил, просто молча смотрел. Она тоже молчала и всегда смотрела мимо...
    Это не сюжет для бразильской мыльной оперы, а реальная история, которая не так давно произошла в одной из панельных двенадцатиэтажек отдаленного из спальных районов


    Читайте также: