Роль мамы в жизни дочери. Роль папы и мамы в воспитании девочки Роль мамы в воспитании девочки

Взаимоотношения между матерью и ребенком являются основой для адаптации этого маленького человечка в социальной среде. Мы учимся с самого рождения от матери общению с другими людьми, доверию, чувству близости, умению устанавливать дистанцию и личные границы в отношениях. Она показывает нам, как справляться с тревогами и неудачами, горем, разочарованием. Мать - человек, который формирует в нас эмоциональную сторону личности, то есть ту ее часть, которая отвечает за успех в делах любовных и работе.

Отношения с матерью особенно влияют на наше умение дарить и принимать любовь, доверять людям.

От того, как сложатся отношение ребенка с матерью или женщиной ее заменяющей зависит его понимание свободы, безопасности, самооценка.

Секреты правильного воспитания девочки

  1. Собственный уголок. Девочки приблизительно с возраста полутора лет начинают себя идентифицировать по половому признаку. Это обычно происходит в форме игры. Не зря девочки в детстве играют в «дочки – матери», так как от природы в них заложено стремление заботы о ком-то и продолжения рода. Развитию материнских и хозяйских качеств малышки поможет свой уголок с куклами, игрушечной мебелью, посудой, одеяльцами, подушечками и т. д. В процессе игры ребенок многому учится, переживает важные вещи, осваивает правила поведения в человеческом обществе. К тому же, наблюдая за игрой ребенка можно многое о нем узнать и заметить ошибки воспитания и вовремя их исправить.
  2. Чистота и уют. С раннего возраста мама должна приучать девочку к порядку, чистоте. Для этого нужно привлекать ребенка выполнять посильную работу по дому, показывая как нужно делать на собственном примере. Возможно, уборка или приготовление пищи вместе с дочкой займут больше времени, но это принесет свои ценные плоды. Таким образом, можно научить ребенка многим полезным вещам, выполнить работу по дому и восполнить дефицит общения.
  3. Развитие чувства вкуса. В вопросе выбора одежды необходимо дать право выбора ребенку. Нужно следить за чистотой, опрятностью и красотой одежды девочки. С раннего возраста необходимо прививать дочке чувство вкуса, стиля, объяснять, что, как и с чем носить. Однако не нужно навязывать свое мнение, учитывайте также мнение ребенка в выборе одежды. Научите дочку относиться бережно к вещам. Расскажите ей: в чем отличие между повседневной и праздничной одеждой. У маленькой модницы должны быть свои украшения и детская косметика. Так она учится быть привлекательной и ухаживать за собой.
  4. Первый поцелуй. Именно маме отведена роль посвящения дочки в таинства женской привлекательности и взаимоотношений с противоположным полом. Сексуальное воспитание необходимо для дальнейших благополучных отношений девочки с мальчиками, избегания серьезных ошибок в личной жизни. Но для откровенных разговоров у матери с дочкой должны быть доверительные, искренние отношения. Если вы не хотите, чтобы у девочки были секреты от вас, относитесь к ней с любовью, уважением.
  5. Гигиена души и тела. Гигиена – один из главных моментов воспитания девочки. Расскажите ей о строении ее тела. Также необходимо собственным примером учить ее быть ласковой, терпеливой, доброй, умеющей сопереживать.
  6. Самое главное, чему мама должна научить дочку, – это уважение к ее будущему мужу. Делать это нужно на собственном примере, общаясь с ее отцом. Модель семейных отношений малышка запомнит и будет использовать в своей личной жизни.

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Мама в нашей жизни — самый дорогой и близкий человек, тем более для девочки мама должна стать еще и наставницей и лучшей подругой. А для этого самой маме нужно знать, как вести себя с дочкой, чтобы малышка в будущем стала настоящей женщиной. Предлагаем мамам ознакомиться с 8 главными правилами, которые помогут в общении с дочерью.

Правило № 1. Играйте с дочкой!

Нет времени? Это всего лишь отговорка! Для собственного ребенка оно должно быть всегда. К тому же, у вас есть удивительная возможность вспомнить детство и поиграть в давно забытые игры: дочки — матери, катать кукол в коляске, пеленать пупсов»классики», готовить пасочки из песка или салат из пластиковых овощей. А может, и через резиночку попрыгать. Давно известен факт: совместные игры очень сближают людей. Даже многие программы по тимбилдингу (командообразование) построены психологами на основе игр. Если же говорить об эмоциональной близости, которая обязательно возникает во время игры, — то она является хорошей основой для гармоничных отношений.

Правило № 2. Воспитание — прежде всего!

Избалованные дети — это неприятно для окружающих, а для родителей — просто беда. Именно поэтому если вы, как мама, не хотите видеть свою дочь эгоисткой, которая не имеет настоящих друзей (кто захочет с такой дружить!), не желаете, чтобы она была участницей каких-либо неприятных передряг, вам ничего не остается, как проявлять строгость в воспитании. Что значит быть строгой? Все довольно просто: пресекать приступы , не разрешать , обязательно рассказывать, что такое хорошо и что плохо. Однако это не все. Немаловажным пунктом является зоркое наблюдение за бабушками и дедушками, которые довольно часто не знают меры. В чем это выражается? В большом количестве подарков, во вседозволенности, выполнении любых прихотей внучек. Именно бабушки носят внучек на руках и кормят с ложечки вплоть до института. Поэтому не стоит забывать, что плоды этого придется пожинать, в первую очередь, родителям.

Правило № 3. Не переносите на дочку свой жизненный опыт

Дети похожи на родителей, однако они растут в другое время, в других условиях. Необходимо помнить и то, что они с пеленок уже личности, причем совершенно уникальные. Именно поэтому не стоит бесконечно вспоминать о своем жизненном опыте, конечно, кроме тех ситуаций, которые могут уберечь дочку от опасности. Если вы не хотели ходить в детский сад и закатывали по этому поводу по утрам истерики, то ваша дочь, возможно, будет с радостью посещать садик. И это не будет ежедневной проблемой. Если в переходном возрасте вы «обожглись» на неразделенной любви и тяжело выходили из состояния депрессии, то это вовсе не означает, что ваша девочка повторит эту горькую ситуацию. Поэтому хорошенько подумайте перед тем, как запрещать девочке кататься на коньках, потому что вы в детстве именно так сломали ногу, или отвечать отказом на её просьбы пойти в музыкальную школу, потому что «а вот меня родители отдали, так я теперь скрипку видеть не могу». Итак, несколько раз подумайте прежде чем что-либо запретить малышке только потому, что ваш опыт был не слишком удачным.

Правило № 4. Доверию — да, обману — нет!

Замечательно, если дочурка может рассказать маме практически обо всем. Это идеальная мама, которая не будет читать нотации, ругаться и кричать, когда осознание вины уже и так пришло к дочери. Не будет язвить, критиковать и высмеивать твои чувства и мысли. Такая мама не будет свысока рассуждать о чувствах девочки, высмеивать их и называть «детскими», которые скоро пройдут, она не расскажет секреты доченьки никому, даже бабушке или лучшей подруги, ведь это их секрет! Отнесётся к твоим чувствам серьёзно и даст дельный совет, если ты её попросишь. Зачем от такой мамы что-то скрывать? Это идеальная картина отношений, однако часто бывает так, что недоверие и ложь становятся непреодолимой преградой в отношениях детей и родителей. Избегайте этого!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило № 5. Учите дочку помогать по дому

Замечательно, когда женщина — настоящая хранительница домашнего очага. С удовольствием готовит, в доме всегда порядок и уют. Этому следует учить дочурку с раннего возраста. Нет спору, быстрее и проще сделать все самой, а дочку занять мультиками или предложить какое-либо другое интересное занятие, лишь бы не крутилась под ногами. Однако давайте заглянем в будущее: будет ли муж вашей дочери благодарен, что она ничего не умеет делать по дому или делает кое-как? Поэтому лучше приучать дочку к помощи по дому. В возрасте от 2 до 3 лет дети хотят помогать и подражают взрослым во всем, поэтому не упустите этот момент.

Правило № 6. Создавайте образ идеального мужчины

Не поспоришь с тем, что женщина проявляет все свои лучшие женские качества благодаря мужчинам. Задача мамы — воспитать в дочери правильное представление о том, каким должен быть настоящий мужчина. Однако тут главное не перегнуть палку — сложившийся образ должен отвечать реальности, иначе ударившись в перфекционизм, вы рискуете вырастить принцессу, которая всю жизнь будет ждать принца на белом коне. Если у нее есть авторитет среди мужской половины родственников (чаще всего это папа, дедушка или старший брат), то вы должны избегать критики этого человека в присутствии дочери, не высказываться о нём негативно. Фразы наподобие: «Не повторяй моих ошибок, не связывайся с таким, как твой отец!» могут нанести девочке тяжёлую психологическую травму вашей дочери.

Правило № 7. Не смешивайте роли

Есть мамы, которые так упорно стараются стать для дочки подругой, что начинают делать глупости. Они либо впадают в глубокое детство, либо маленькую дочурку «втягивают» во взрослый круг, к примеру, берут на взрослые вечеринки. Еще один минус в поведении мамы — это требование от дочери полного отчета о ее жизни. Из этого ничего хорошего не получится. Дайте дочке возможность иметь свои секреты и делиться ними с подружками, свои увлечения, свободное время наконец. Помните, что роль мамы дочери особенная: мама — это и подруга, и советчица, и учитель, и наставница. Не стоит отказываться от этих ролей.

Для девочки мама – это образец женщины . Основная задача мамы – создавать в доме уют и радостную атмосферу, окружать своих близких любовью, теплом и заботой. Только у мамы дочка может научиться безусловной любви. Именно мама может привить дочке способность любить в будущем своих детей такой любовью. Конечно, нужно помнить и о том, что в воспитании настоящей женщины имеют огромное значение чистота и опрятность.

Но если мама проявляет по отношению к дочери излишнею критичность и требовательность, у девочки может сформироваться заниженная самооценка. В подростковом возрасте девочка уже сама начинает относиться критично к своей матери. Этот сложный период иногда может продлиться до 18-20 лет. На протяжении всего этого времени мать должна попытаться стать подругой для дочери, принимать ее такой, какая она есть. Ведь мама остается для дочки самым важным в ее жизни человеком, даже если между ними существуют трения и разногласия.

Многие мамы продолжают контролировать своих дочерей, даже когда те становятся взрослыми. Боясь потерять приоритет, такие мамы навязывают дочерям пути решения различных проблем и постоянно учат, как нужно жить, как строить отношения с мужем, как воспитывать детей и т.п. Но критика, указания, чрезмерная забота отделяют мать и дочь друг от друга. Вместо постоянной критики маме лучше помочь дочери советом и поддержкой в сложной ситуации. Если дочь, общаясь с мамой, будет испытывать положительные эмоции, то в жизни она сможет проявить себя счастливой и уверенной в себя женщиной.

В жизни девочки отец выполняет роль проводника в мир мужчин . Заботливое отношение отца, его любовь и дружба с ним позволяют девочке чувствовать себя уверенно. Хваля дочку, говоря ей добрые слова и одобряя ее внешность, дела, поступки отец формирует в ней женственность. В сознание девочки отцом закладываются стереотипы взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Женщина, недополучившая отцовскую любовь в детве и подростковом возрасте, будет стремиться за счет мужского пола утвердиться в жизни, проявляя негативное отношение в адрес мужчин. При этом мужчины будут вызывать в ней чувство опасности. И напротив, женщина, выросшая в атмосфере отцовской любви, обычно бывает счастлива в браке: она активно ищет себе партнера, с которым сможет создать искренние теплые взаимоотношения.

Под влиянием отца у девочки формируется свой романтический идеал мужчины. С помощью отца она учится быть заботливой, нежной, кокетливой. Девочка восхищается отцом и подчиняется ему, тем самым привыкая видеть в мужчине защиту и опору. В младшем школьном возрасте восхищение отцом у девочки может перейти на героев фильмов, книг, или на других взрослых людей мужского пола, которые вызывают уважение.

Мама – это будущая я. Когда в определенный момент своего развития девочка понимает, что она девочка, что она такая же как мама, то осознанно и неосознанно начинает копировать маму. Именно глядя на маму, она усваивает модель того, как это быть женщиной, женой и матерью.

Я – женщина

Женственна ли мама, нравится ли ей быть женщиной, умеет ли мама ухаживать за собой, принимать знаки внимания. Все это девочка отслеживает и копирует. Если копирования поведения очевидно – малышка наряжается в мамину одежду, пытается надевать украшения и красить ногти. Это копирование отношения к себе происходит бессознательно и незаметно даже для самой девочки. Если мама довольна собой, женственна, имеет чувство собственного достоинства и уверена в себе, девочка перенимает это и понесет в себе, как внутреннее ощущение, что быть женщиной это прекрасно. Если мама ощущает себя несчастной, не любимой, не умеет заботиться о себе, то такой же вырастет и дочь. И как бы она ни старалась вести себя и выглядеть, она всегда будет ощущать, что быть женщиной это наказание и тяжесть. При чем и то, и другое будет восприниматься самой девочкой как норма.

В подростковом возрасте важно то, как мама воспринимает взрослеющую дочь, которая начинает становиться женщиной. Принимает, помогает. Или наоборот, соперничает, не желая признавать, что дочь становится привлекательнее. Мама должна помочь дочери войти в мир женщин. Помните ритуал первого бала, на котором молодую девушку выводили в свет и представляли обществу. В современном мире это проявляется в принятии особенностей внешности и фигуры девочки, выборе более женственной одежды, в доверии и спокойном отношении к секретам дочери, в поддержке ее первых нежных чувств. Мама должна наряжать свою дочь и любоваться ею. Но помните, если вы хотите вырастить принцессу, то сами должны быть королевой!

Я – жена

Этот образ девочка тоже перенимает от мамы, наблюдая как мама общается с папой, как относится к нему, а он к ней. Как разделены роли в семье. Самый худший вариант, когда мама жалуется дочери, какой папа плохой муж, да и вообще все мужики сво… Даже если вы в разводе, и ваш бывший на самом деле плохо поступил с вами, то не нужно говорить об этом откровенно маленькой девочке. Она никак не сможет помочь маме — вернуть папу или найти нового хорошего мужа. Но таким образом закладывается ее собственный сценарий общения с мужчинами –либо копировать маму и «терпи, все равно нормальных не бывает», либо «уж лучше быть одной, чем так как мама». Что хорошего можно сделать для дочери? Поговорить о «плохости» мужчин с подругой, а себе найти хорошего мужа. Не дочери хорошего папу, а себе мужа. Если он действительно хороший муж, то станет и хорошим папой.

Я – мама

Дети – это счастье или крест на всю жизнь? Дети мешают карьере, а карьера материнству, или можно гармонично сочетать? Все это девочка считывает из реакций, общения и поведения мамы с ней, с братьями и сестрами детьми вообще. Как мама реагирует на плач, на потребности и поведение ребенка, как она к этому относится. Из ничего не значащих разговоров мамы с подругами…

Конечно, можно рассказывать, объяснять, но в большей степени эти роли закладываются бессознательно, на уровне эмоционального восприятия. Да и то, что мы делаем, гораздо легче копируется, чем то, что мы говорим. К тому же для разговора нужно подобрать правильное время и слова, а эмоциональное отношение и восприятие неуловимо транслируются каждую секунду, хотим мы того или нет. На просторах интернета можно найти много статей о том, как воспитывать девочку девочкой, пошагово, делай раз, делай два… Это хорошо и шаги в большей степени правильные написаны. Только делать это нужно в первую очередь для самой себя, для той девочки, которая живет в внутри, чтобы стали эти шаги не заученным поведением, а естественным. Тогда ваша дочь вам поверит, что быть женщиной, женой и матерью это прекрасно.

Читайте также: